Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Силаевой Н.Л,
судей Ахрамеева С.В, Клюевой С.А,
при секретаре Молчановой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе Кутепова О. Е. на решение Калужского районного суда Калужской области от 17 мая 2019 года по иску Кутепова О. Е. к ГУ-УПФ РФ в г.Калуге Калужской области, ОПФР по Калужской области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов обучения и прохождения военной службы,
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2019 года Кутепов О.Е, обратившись в суд с иском к отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Калужской области (далее ОПФР по Калужской области), просил обязать ответчика включить в его страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", период военной службы с 5 августа 1980 года по 20 июля 1989 года, ссылаясь на то, что в указанный период проходил обучение в Орловском высшем военном командном училище связи КГБ СССР им М.И. Калинина, а также проходил срочную и сверхсрочную военную службу. Указанные периоды, по мнению истца, подлежат включению в его страховой стаж, в связи с чем в будущем он будет иметь возможность выхода на пенсию по старости на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее достижения возраста 60 лет.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Калуге Калужской области (далее ГУ-УПФ РФ в г.Калуге Калужской области).
Истец Кутепов О.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков ОПФР по Калужской области - Балдина О.В. и Сергеева С.С, УПФР в г. Калуге Калужской области - Белая С.Н. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на отсутствие оснований для включения периода военной и приравненной к ней службы в страховой стаж в целях реализации права на досрочную страховую пенсию по старости за длительный страховой стаж, а также отсутствие на момент обращения у истца права на назначение пенсии.
Третье лицо - Уполномоченный по правам человека в Калужской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 17 мая 2019 года в удовлетворении иска Кутепова О.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Кутепова О.Е. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Ответчиками поданы возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Кутепова О.Е, поддержавшего жалобу, представителей УПФР в г. Калуге Калужской области Жеребцовой Э.Н. и Белой С.Н, возражавших против доводов жалобы, обсудив доводы жалобы и доводы возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ).
Вступившим в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году составляет 10 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16,2.
В статью 8 Закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
Согласно статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 12 названного Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы". Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
В соответствии с положением части 10 статьи 15 Закона N 400-ФЗ при исчислении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, исходя из размера трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ), осуществляется оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01 января 2002 года. При этом в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из общего трудового стажа, в который, в том числе включаются периоды военной службы по призыву, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иной приравненной к ней службы.
На основании части 9 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи. 13 Закона N 400-ФЗ.
Частью 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2019 года Кутепов О.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОПФР по Калужской области с заявлением о включении в данные индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода с 05 августа 1980 года по 20 июля 1989 года, в который он проходил обучение в Орловском высшем военном командном училище связи КГБ СССР им М.И. Калинина, а также срочную и сверхсрочную военную службу.
01 марта 2019 года ОПФР по Калужской области на обращение истца дан ответ, согласно которому УПФР в г.Калуге Калужской области поручено принять меры по дополнению сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также указано, что оснований для включения периода военной и приравненной к ней службы в страховой стаж в целях реализации права на досрочную страховую пенсию по старости за длительный страховой стаж (42 года) не имеется. Страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть назначена по достижении 65 лет в 2028 году.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, представленным УПФР в г.Калуге Калужской области, период военной службы с 05 августа 1980 года по 20 июля 1989 года включен в расчет общего страхового стажа истца.
Общий стаж до 2002 года составляет 21 год 3 месяца 11 дней, на 2019 год - 37 лет 5 месяцев 29 дней.
Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кутепова О.Е, указав, что на основании части 9 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ. Также судом учтено, что на момент обращения в пенсионный орган Кутепов О.Е. не достиг возраста, по достижению которого устанавливается страховая пенсия.
Указанный вывод суда первой инстанции является правильным, основанным на верном применении к спорным правоотношениям норм материального права.
Доводы истца о применении при разрешении данного спора Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 (действовавшего до 01 января 1992 года) применительно к данному спору основаны на неверном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения требований Кутепова О.Е, отказав в удовлетворении иска.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кутепова О. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.