Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В,
судей Романовой Е.А, Силаевой Н.Л,
при секретаре Быченковой Р.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Малоярославецкий район" на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года по иску Михайленко Е. И. к Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" о признании решения аттестационной комиссии незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2019 года Михайленко Е.И. обратилась в суд с иском к администрации МО МР "Малоярославецкий район" и, уточнив заявленные требования, просила признать решение аттестационной комиссии администрации МО МР "Малоярославецкий район" от 27 февраля 2019 года о признании её не соответствующей замещающей должности муниципальной службы заведующей отделом по защите информации и информационным технологиям незаконным и подлежащим отмене, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В обосновании иска указала, что с 1 июня 2012 года она работала в должности заведующего отделом информационных технологий. 9 января 2019 года в связи со структурной реорганизацией и организационно-штатными мероприятиями указанный отдел был переименован в отдел по защите информации и информационным технологиям. Между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому работник продолжает работу в новых условиях труда. По итогам аттестации, проведенной 27 февраля 2019 года, истица была признана не соответствующей занимаемой должности муниципальной службы, 4 марта 2019 года она была уволена с муниципальной службы по собственному желанию. Считает решение аттестационной комиссии незаконным, поскольку аттестация проведена в неполномочном составе комиссии и с нарушением порядка проведения процедуры аттестации. Кроме того, истца считает, что она не подлежала аттестации, поскольку с переименованием должности полностью изменились ее должностные обязанности.
Михайленко Е.И. и ее представитель Кузьмина Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель администрации МО МР "Малоярославецкий район" Жигарева А.А. возражала против удовлетворения иска.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года постановлено:
иск Михайленко Е.И. удовлетворить частично;
признать решение аттестационной комиссии Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 27 февраля 2019 года о признании Михайленко Е.И. не соответствующей замещающей должности муниципальной службы заведующей отделом по защите информации и информационным технологиям не законным и подлежащим отмене;
взыскать с Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" в пользу Михайленко Е.И. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей;
в удовлетворении остальной части иска Михайленко Е.И. отказать.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения Михайленко Е.И. и ее представителя Кузьминой Л.Н, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что 6 сентября 2007 года между сторонами был заключен трудовой договор, согласно которому Михайленко Е.И. принята на должность управляющего делами администрации МО МР "Малоярославецкий район". Со 2 июня 2012 года Михайленко Е.И. назначена на должность заведующего отделом информационных технологий.
Решением Малоярославецкого районного собрания депутатов МО МР "Малоярославецкий район" N 94 от 19 декабря 2018 года в структуру Малоярославецкой районной администрации внесены изменения, в том числе отдел "информационных технологий" переименован в отдел "по защите информации и информационным технологиям".
9 января 2019 года с Михайленко Е.И. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому в связи со структурной реорганизацией и организационно-штатными мероприятиями работодателя Михайленко Е.И. с её согласия принята на работу в структурное подразделение работодателя - отдел "по защите информации и информационным технологиям" в новых условиях труда с сохранением трудовой функции работника.
28 января 2019 года утверждено Положение об отделе "по защите информации и информационным технологиям" администрации МО МР "Малоярославецкий район", а также должностная инструкция заведующего отделом "по защите информации и информационным технологиям" администрации МО МР "Малоярославецкий район".
Распоряжением врио главы администрации МО МР "Малоярославецкий район" N 22-1к от 22 января 2019 года назначено проведение аттестации муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности в администрации МО МР "Малоярославецкий район", утвержден график аттестации, согласно которому аттестация заведующего отделом "по защите информации и информационным технологиям" администрации МО МР "Малоярославецкий район" Михайленко Е.И. назначена на 27 февраля 2019 года.
1 февраля 2019 года Михайленко Е.И. направила ответчику служебное письмо, в котором она просила исключить её из графика проведения аттестации на 27 февраля 2019 года и направить её на профессиональную переподготовку по программам дополнительного профессионального образования ФСТЭК "Информационная безопасность" либо "Информационная безопасность телекоммуникационных систем".
Письмом N 26-вн-19 от 5 февраля 2019 года Михайленко Е.И. было отказано в удовлетворении её просьбы.
27 февраля 2019 года проведена аттестация муниципального служащего, замещающего должность заведующей отделом "по защите информации и информационным технологиям" администрации МО МР "Малоярославецкий район" Михайленко Е.И, по результатам которой она признана не соответствующей замещаемой должности муниципальной службы.
В части 2 статьи 3 Федерального закона N25-ФЗ от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 9 указанного закона для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Статьей 18 указанного закона предусмотрено, что в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы проводится его аттестация.
По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации Малоярославецкого района утверждено Постановлением Главы Администрации МО МР "Малоярославецкий район" N 578 от 19 мая 2009 года.
Согласно разделу I данного Положения аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Аттестации не подлежат муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы менее 1 года.
Пунктом 2 раздела II Положения предусмотрено, что в состав аттестационной комиссии включаются Глава администрации муниципального района и (или) уполномоченные им муниципальные служащие, а также представители других учреждений, организаций, приглашаемые по запросу Главы администрации муниципального района в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с муниципальной службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Согласно пункту 1 раздела III Положения аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленным аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям (приложение N 2 к Положению) по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (органом местного самоуправления) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации и Калужской области о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.
Пунктом 4 Раздела III Положения установлено, что решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.
Постановлением врио главы администрации МО МР "Малоярославецкий район" N 15 от 16 января 2019 года в Постановление Главы Администрации МО МР "Малоярославецкий район" N 578 от 19 мая 2009 года "Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих Малоярославецкой районной администрации МР "Малоярославецкий район" внесены изменения. Назначен новый состав комиссии: председатель комиссии - врио главы администрации МО МР "Малоярославецкий район" ФИО7, заместитель председателя комиссии - управляющий делами ФИО8, секретарь комиссии - заместитель заведующего отделом организационно-контрольной работы, взаимодействия с поселениями и представительными органами ФИО9, члены комиссии - заместитель главы администрации по общим вопросам ФИО10, заведующий правовым отделом Жигарева А.А, ведущий эксперт отдела организационно-контрольной работы, взаимодействия с поселениями и представительными органами ФИО11, депутат Малоярославецкого Районного Собрания депутатов ФИО12 (независимый эксперт), главный врач ГБУЗ КО "ЦРБ Малоярославецкого района" ФИО13 (по согласованию), председатель первичной организации профсоюза администрации МР "Малоярославецкий район" Российского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания ФИО14
Разрешая настоящий спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что состав аттестационной комиссии, принимавшей решение в отношении Михайленко Е.И, не соответствовал требованиям вышеуказанного Положения по количеству независимых специалистов, включенных в её состав, ФИО14 не мог являться независимым экспертом - специалистом, связанным с муниципальной службой, поскольку он был включен в состав аттестационной комиссии как представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, решение аттестационной комиссии в нарушение требований Положения о проведении аттестации муниципальных служащих администрации Малоярославецкого района было принято в присутствии непосредственного руководителя истицы - заместителя главы администрации по общим вопросам ФИО10 и при ее не посредством участии.
Также суд обоснованно указал на то, что отзыв об исполнении Михайленко Е.И. должностных обязанностей за аттестационный период не содержал мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств, результатов профессиональной служебной, из аттестационного листа от 27 февраля 2019 года не видно, на основании каких критериев аттестационная комиссия пришла к выводу о том, что Михайленко Е.И. не соответствует занимаемой должности муниципальной службы, аттестационный лист не содержит конкретных указаний на допущенные истцом нарушения трудовой или исполнительской дисциплины.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, а именно дополнительное соглашение к трудовому договору от 9 января 2019 года, Положение об отделе информационных технологий, Положения об отделе отдел по защите информации и информационным технологиям, должностную инструкцию заведующего отделом информационных технологий, должностную инструкцию заведующего отделом по защите информации и информационным технологиям, суд пришел к правильному выводу о том, что Михайленко Е.И. 9 января 2019 года назначена на новую муниципальную должность с более расширенными должностными обязанностями и функциями. При этом муниципальная должность заведующего отделом по защите информации и информационным технологиям в отличие от ранее занимаемой Михайленко Е.И. муниципальной должности заведующей отделом информационных технологий требует наличия специального высшего профессионального образования, необходимого для исполнения должностных обязанностей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица не подлежала аттестации 27 февраля 2019 года.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что аттестация Михайленко Е.И. проведена с нарушением процедуры проведения аттестации, что является нарушением ее трудовых прав и обоснованно удовлетворил ее исковые требования.
Определенный судом размер компенсации морального вреда соответствует положениям статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом объема и характера нравственных страданий истицы, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Малоярославецкий район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.