Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., Сорокина С.А., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии на решение Верховного суда Чувашской Республики от 13 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Люкс" (далее также ООО "Люкс") обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., имеющего местоположение: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в размере 9783000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером.., расположенное на вышеуказанном земельном участке, предоставленном административному истцу по договору аренды от 26 декабря 2013 года N... Кадастровая стоимость указанного земельного участка внесена в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2014 года и составляет 14707471 рублей 70 копеек, существенно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "... " от 22 февраля 2019 года N 1538/2018 в размере 9783 000 рублей, что нарушает права административного истца, так как влечет к необоснованному увеличению цены спорного земельного участка при наличии намерения административного истца по его выкупу.
В судебном заседании суда первой инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель административного истца ООО "Люкс" Атмахов Р.В, заявленное требование поддержал, представители административных ответчиков - Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Молоствова М.Г, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике Мельникова Н.Н, представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Кулемина К.А. оставили разрешение заявленного требования на усмотрение суда.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 13 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии подало апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Мельникова Н.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. удовлетворение жалобы оставил на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель урегулирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Люкс" принадлежит на праве собственности объект недвижимости -...
ООО "Люкс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером... по договору аренды от 26 декабря 2013 года N...
В силу разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396 утверждены результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2013 года составляет 14707471 рублей 70 копеек.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... затрагивают права и обязанности административного истца.
Судом первой инстанции также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и дважды (26 декабря 2018 года и 20 марта 2019 года) обращался с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Чувашской Республике.
Решениями комиссий от 24 января 2019 года N 14 и от 26 марта 2019 года N 10/02920 отказано в удовлетворении заявления ООО "Люкс" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
ООО "Люкс" в подтверждение требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости представлен отчет от 22 февраля 2019 года N 1538/2018, изготовленный ООО "... ", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2013 года составляет 9783 000 рублей.
Удовлетворяя требование ООО "Люкс", суд обоснованно исходил из того, что доказательств, опровергающих заявленную им рыночную стоимость земельного участка, или сведений о его рыночной стоимости в ином размере, заинтересованными лицами не представлено.
Рыночная стоимость земельного участка определена судом на основании заключения эксперта, которое не вызывает каких-либо сомнений.
Оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной не имеется, а потому постановленное по делу решение судебная коллегия находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" основаны несогласием с процессуальным статусом по настоящему делу, полагая, что названное учреждение надлежащим ответчиком по данной категории дел не может являться.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (утратившего силу с 01 января 2019 года) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1 и 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и его территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которой переданы функции упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент внесения сведений в реестр) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение указанного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего помимо функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, функции по государственной кадастровой оценке, через подведомственные организации, которой является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" (утратившего силу с 01 января 2017 года) по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
По смыслу указанных правовых норм, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых территориальным органом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" была проведена подготовка необходимых документов, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии, которое наделило подведомственную ему организацию - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в частности, внесению сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, на момент проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, утверждения результатов работ по государственной кадастровой оценке земель, внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка осуществлено Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с Приложением N 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396 (значения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики).
В соответствии со статьей 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле являются: стороны, заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле является административный истец и административный ответчик. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого, могут быть затронуты при разрешении административного дела (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд ( часть 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями регистратора прав" с 1 января 2017 года полномочиями по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка данное учреждение не обладает.
Между тем, учитывая предмет настоящего спора основанный необходимостью пересмотра кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, указание административным истцом в рамках настоящего дела процессуального положения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, в качестве административного ответчика на правильность принятого судом решения в целом не влияет, не возлагает на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии осуществление каких-либо действий, а потому само по себе данное обстоятельство основанием к его отмене являться не может.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии на решение Верховного суда Чувашской Республики от 13 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи: С.А.Сорокин
Д.В. Алексеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.