Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Меньшова С.В,
судей Селюковой З.Н, Ковалевой Ю.В,
при секретаре судебного заседания Костине Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Бондаренко О.А. по доверенности Караманова В.К. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Бондаренко О.А. к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края и Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка и возложении обязанности заключить договор аренды,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В,
установила:
Бондаренко О.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что на основании постановления Администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах муниципального образоваения Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края" между Администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Бондаренко О.А. заключен договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендатору предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 315335 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, в границах муниципального образования Темнолесского сельсовета, предназначенный для скотоводства (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных), сроком на три года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21 декабря 2015 года.
На основании постановления Администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N между Администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района и Бондаренко О.А. заключено дополнительное соглашение от 28 декабря 2016 года к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в подпункте 1.1. пункта 1 договора изменено разрешённое использование земельного участка со "скотоводство (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных)" на "сельскохозяйственное использование". Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 30 января 2017 года.
27 ноября 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка сроком на 49 лет.
7 декабря 2018 года истец получила ответ из Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Шпаковского муниципального района "адрес", которым ей было отказано в заключении нового договора аренды.
Истец считает данный отказ необоснованным и незаконным.
Согласно справки, выданной ответчиком от 7 декабря 2018 года, со стороны истца отсутствуют нарушения законодательства Российской Федерации при использовании указанного земельного участка.
Заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано истцом 27 ноября 2018 года, т.е. до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, который истёк 3 декабря 2018 года. Ранее заключенный договор аренды земельного участка с истцом расторгнут не был. Таким образом, предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в заключении нового договора аренды у ответчика не имелось.
На основании изложенного Бондаренко О.А. просила суд признать незаконным решение Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении с Бондаренко О.А. нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 315335 кв.м, возложить на Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края обязанность заключить с Бондаренко О.А. новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:100501:136.
Обжалуемым решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований Бондаренко О.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Бондаренко О.А. по доверенности Караманова В.К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Бондаренко О.А. в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, нарушает права и законные интересы истца. Судом не принято во внимание, что на момент обращения истца с заявлением о заключении нового договора аренды имелись правовые основания для его заключения, предусмотренные частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Относительно доводов апелляционной жалобы Комитетом имущественных отношений Администрации Шпаковского муниципального района представлены письменные возражения.
Бондаренко О.А. и представитель Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика по доверенности Ващенко В.С, которая просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как указано в статье 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании части 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ); земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи (подпункт 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Как указано в пункте 31 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно части 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
- земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ);
- земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В соответствии с частью 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
- заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
- исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
- ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;
- на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N1, разработанным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 60 данного перечня установлено, что для приобретения земельного участка по основаниям, установленным подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ необходимо приложить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", из чего следует, что подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах муниципального образоваения Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края" между Администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Бондаренко О.А. заключен договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендатору предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 315335 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, в границах муниципального образования Темнолесского сельсовета, предназначенный для скотоводства (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных), сроком на три года.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета "адрес" и Бондаренко О.А. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в установленном законом порядке 21 декабря 2015 года, при этом факт передачи Бондаренко О.А. земельного участка подтверждается актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного Бондаренко О.А. в аренду" измене вид разрешенного использования земельного участка со "скотоводство (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных)" на "сельскохозяйственное использование".
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка в подпункте 1.1 пункта 1 договора аренды слова "скотоводство (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных)" заменены словами "сельскохозяйственное использование".
Разрешая заявленные Бондаренко О.А. исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истцом заключался договор аренды спорного земельного участка в силу требований подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (без проведения торгов (вид разрешенного использования "скотоводство, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных"), а на момент обращения истца к ответчику с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка вид разрешенного использования земельного участка являлся "сельскохозяйственное использование", то новый договор аренды в отношении данного земельного участка подлежит заключению в соответствии с требованиями части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, то есть на торгах, проводимых в форме аукциона. При этом суд, сославшись на пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, поскольку правила пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса РФ, предусматривающие наличие у арендатора права на заключение договора аренды на новый срок, не устанавливают безусловного права требовать от арендодателя заключения такого договора и соответствующей обязанности последнего.
Кроме того, согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Исходя из положений статей 209, 421, 621 Гражданского кодекса РФ, намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.