Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шурловой Л.А,
судей Чернышовой Н.И, Калединой Е.Г.
при секретаре: Ахтырской С.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Литвинов А.В.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 апреля 2019 года
по исковому заявлению прокурора г. Невинномысска, действующего в интересах Легуты А.Д, к министерству имущесвтенных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Невинномысска, действующий в интересах Легуты А.Д, обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру г. Невинномысска обратился Легута А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о том, что ему не предоставляется специализированное жилое помещение.
Проверкой установлено, что Легута А.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
23.11.2018 Легута А.Д. обратился в министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений. Однако, жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено.
Просил суд обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Легуте А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Невинномысска по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах Ставропольского края.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 апреля 2019 года исковые требования заместителя прокурора г. Невинномысска Ставропольского края в интересах Легуты А.Д. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Легуте А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе первый заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края Литвинов А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Невинномысска, действующего в интересах Легуты А.Д, отказать в полном объеме.
Непредоставление ответчиком Легуте А.Д. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, что свидетельствует об отсутствии между сторонами спора. Причины, по которым исковые требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий ответчика.
Обращение лица, имеющего право на получение благоустроенного жилого помещения, с соответствующим заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой ему должно быть предоставлено специализированное жилое помещение в порядке очередности.
При вынесении решения судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей социальных гарантий, состоящих на учете для предоставления помещения в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, на территории г. Невинномысска, заявления которых зарегистрированы ранее обращения Легуты А.В. по данному вопросу.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явился представитель ответчика, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причины неявки не представил.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 названной статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Ставропольском крае регламентируется Законом Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п "Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края".
Как установлено судом и следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Легуты А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
29.01.2019 Легута А.Д. обратился в прокуратуру г. Невинномысска с заявлением о том, что ему не предоставляется специализированное жилое помещение, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 6).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N от 05.05.2018 Легута А.Д. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 8).
Решением Невинномысского городского суда от 03.10.2000 родители Легуты А.Д. - Легута Н.Э. и Легута Д.И. лишены родительских прав в отношении детей Легуты Валерия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Легуты А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети оставлены на попечении опекуна - бабушки Колесникова В.И. (л.д. 12-13).
Постановлением главы г. Невинномысска N от 12.05.2000 Колесникова В.И. назначена опекуном над Легутой А.Д. и Легутой В.Д, за несовершеннолетними закреплена "адрес" (л.д. 14).
Постановлением главы г. Невинномысска N от 19.05.2004 Петрюк В.А. назначена опекуном Легуты А.Д. (л.д. 15).
Постановлением главы г. Невинномысска N от 28.07.2005 Петрюк В.А. освобождена от исполнения обязанностей опекуна Легуты А.Д. (л.д. 16).
Постановлением заместителя главы администрации г. Невинномысска N от 08.08.2018 признан утратившим силу п. 3 постановления главы г. Невинномысска N от 12.05.2000 (в части закрепления за несовершеннолетними квартиры) (л.д. 17).
Согласно справке ГУП СК "Крайтехинвентаризация" N от 19.12.2009, Легута А.Д. недвижимого имущества, зарегистрированного на праве собственности, не имеет (л.д. 21).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости от 21.10.2018 N, запрашиваемой за период с 16.12.1993 по 25.09.2018, у Легуты А.Д. отсутствует какое-либо право собственности на объекты недвижимого имущества (л.д. 22).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Легута А.Д. обратился в министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения
специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений. Легута А.Д. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, следующих из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора г. Невинномысска Ставропольского края о предоставлении Легуты А.Д. жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. Суд первой инстанции пришел к выводу, что жилое помещение Легуте А.Д. должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между сторонами ввиду предоставления жилья в порядке очередности, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Ни ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Не содержат такого положения и иные законодательные акты Российской Федерации.
Действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Как справедливо указано судом первой инстанции, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная процедура также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, приходит к выводу, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Данная позиция отражена и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Остальные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, кроме того, они являлись предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного г. Ставрополя от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.