Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Луневой С.П, Дробиной М.Л.
с участием секретаря
Костина Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Завзина Д, Завзину Е,
на решение Георгиевского городского суда "адрес" от 20 июня 2018 года по гражданскому делу,
по иску Завзина Д, Завзину Е, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, к администрации Георгиевского городского округа "адрес", министерству жилищно-коммунального хозяйства "адрес", Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по "адрес" о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И,
установила:
Завзина Д, Завзину Е, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа "адрес" (далее - Администрация), министерству жилищно-коммунального хозяйства "адрес" (далее - МЖКХ) и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по "адрес" (далее - Минфин) о признании права на получение государственного жилищного сертификата исходя из занимаемой принадлежащей доли (по 1/3 каждый) в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 56,4 кв.м, и включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), на получение государственного жилищного сертификата, исходя из занимаемой принадлежащей доли (по 1/3 каждый) в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 56,4 кв.м, ссылаясь на следующее.
Они и их дочь являются собственниками каждый по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес" (далее ? Домовладение N, "адрес" Участок N), однако они не зарегистрированы по данному адресу. Истец Завзина Д зарегистрирован в принадлежащей его отцу Завзина ИМ. "адрес" расположенной в "адрес" края, а Завзину Е с несовершеннолетней дочерью ФИО - в принадлежащем ее матери Лыновой O.K. домовладении N по "адрес".
Домовладение N попало в зону наводнения, произошедшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, они обратились в Администрацию с заявлением о включении их в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение государственных жилищных сертификатов. Однако им было отказано, поскольку на получение сертификатов имеют граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, пострадавших в результате ЧС.
Считают данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку, в силу положений нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав граждан на случай ЧС, государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам РФ, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.
Законодательством предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение жилищного сертификата: жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в нем на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Вместе с тем, в силу правовой позиции Конституционного суда РФ, институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами РФ их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В связи с изложенным считают, что то обстоятельство, что они на момент наводнения были зарегистрированы по другому адресу, не может являться основанием для отказа во включении в список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, и в выдаче им государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения взамен утраченного.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Завзина Д, Завзину Е, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, отказано.
В апелляционной жалобе Завзина Д и Завзину Е просят отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив полностью иск. Указывают, что они и их несовершеннолетняя дочь по месту жительства зарегистрированы не были, но проживали в доме с 2011 года. Полагают, что отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемуся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу министр ЖКХ СК Марченко Р.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Ответчики, третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам "адрес" находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истцов Завзина Д, Завзину Е действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, представителя третьего лица ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" Сарапий А.В. проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Правительство Российской Федерации приняло ДД.ММ.ГГГГ Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 835 наименование этого Постановление изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561).
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561, ДД.ММ.ГГГГ Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 916 (далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно п. 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 835 наименование этого акта изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов. То есть, реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцы Завзина Д, Завзину ЕСю и их несовершеннолетняя дочь ФИО являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" (по 1/3 доле каждый).
В мае 2017 года на территории "адрес" в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и, как следствие, подтопления территории Георгиевского городского округа (ранее "адрес") СК, сложилась обстановка, которая протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от ДД.ММ.ГГГГ N 1 была признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ истцы признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включены в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Указанным решением установлено, что истцы постоянно проживают по адресу: "адрес" Георгиевский городской округ "адрес" и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в мае 2017 года на территории "адрес" проживали в доме по указанному адресу.
Истцы обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением о признании индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" Георгиевский городской округ "адрес", непригодным для проживания и включении их и несовершеннолетнего ребенка в список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, произошедшей на территории "адрес" СК 25 - ДД.ММ.ГГГГ, на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно техническому заключению по результатам обследования основных несущих конструкций здания, составленному ООО "ПГС" по заказу Завзину Е, указанное жилое помещение пострадало в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории "адрес", общее состояние дома оценивается как непригодное для проживания, эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Письмами Управления ЖКХ администрации Георгиевского городского округа СК от ДД.ММ.ГГГГ Завзина Д и Завзину Е и членам их семьи отказано во включении в список граждан на получение жилищного сертификата в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае, несмотря на то, что жилое помещение по адресу:, принадлежащее истцам (по 1/3 доле каждому) пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории "адрес", произошедшей в мае 2017 года, и в установленном порядке признано непригодным к проживанию, у истцов отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, поскольку на момент чрезвычайной ситуации они не были зарегистрированы в утраченном жилом помещении, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ими требований не имеется.
С указанными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 213) редакция п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно названной норме государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка).
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о включении истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, признании за ними права на его получение, исходил из отсутствия регистрации истцов по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Однако в соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2, ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1) под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей.
Следовательно, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П).
Факт постоянного проживания в принадлежащим им домовладении установлен вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что истцы постоянно проживают по адресу, и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в мае 2017 на территории "адрес" проживали в доме по указанному адресу.
Вместе с тем в нарушение приведенных норм процессуального права, суд первой инстанции не учел установленные судебным актом обстоятельства (факта проживания по указанному адресу) в рамках ранее рассмотренного дела о праве истцов на получение единовременной материальной помощи в связи чрезвычайной ситуацией в мае 2017 на территории "адрес" в связи с тем, что жилое помещение принадлежащее истцам на праве собственности, и в котором они постоянно проживали, признано непригодным для проживания, то есть установлен судом факт постоянного проживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответная сторона по настоящему спору Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" и третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, которые не участвовали в ранее рассмотренном гражданском деле, вправе были, но не представили каких-либо доказательств опровергающих обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, о факте постоянного проживания истцов на момент чрезвычайной ситуации в принадлежащим им на праве собственности жилом доме по адресу: "адрес" Георгиевский городской округ "адрес", в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду нарушения судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) с вынесением нового решения об удовлетворении требований истцов.
Требования истцов по существу о признании права на получение государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации и обязании органа местного самоуправления включить их в списки граждан, пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, так же подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда "адрес" от 20 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Завзина Д, Завзину Е, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО - удовлетворить.
Обязать администрацию Георгиевского городского округа "адрес" включить Завзина Д ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Завзину Е ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетнюю ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов лишившихся жилого помещения в результате от чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории "адрес" 25- ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право Завзина Д ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Завзину Е ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетней ФИО ДД.ММ.ГГГГ на получение государственных жилищных сертификатов как граждан, лишившихся жилого помещения в результате от чрезвычайной ситуации из расчета общей площади жилого помещения 56, 4 кв.м.
Апелляционную жалобу истцов - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.