Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей: Криволаповой Е.А, Киселева Г.В,
при секретаре судебного заседания: Ахтырской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - заместителя начальника отдела правового обеспечения Министерства имущественных отношений СК - Синещековой А.Е. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10 июля 2019 года по гражданскому делу по иску Малсугенова Д.А.к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.
установила:
Истец Малсугенов Д.А. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений СК о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является инвалидом с детства, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пояснил, что обратился в Министерство имущественных отношений СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Его заявление было зарегистрировано в журнале регистрации заявлений 22.08.2016 под номером ***. В 2016 году он обратился в Министерство имущественных отношений СК, и 07.09.2016 им был получен ответ, в котором указано, что жилое помещение будет предоставлено по мере формирования специализированного жилищного фонда Ставропольского края, согласно регистраций заявления в журнале.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10 июля 2019 года исковые требования Малсугенова Д.А. к Министерству имущественных отношений СК о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворены. Суд первой инстанции постановилобязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Малсугенову Д.А, *** года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г.Кисловодска по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах Ставропольского края.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, представитель ответчика - заместитель начальника отдела правового обеспечения Министерства имущественных отношений СК - Синещекова А.Е. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что местом жительства истца является г.Кисловодск, однако, в настоящее время в границах указанного города свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Поясняет, что минимуществом края в мае 2019 года было запланировано проведение аукциона на участие в долевом строительстве жилых домов блокированной застройки в границах г.Кисловодска СК для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однако, протоколом от 23.05.2019 N 391-ЭА аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки. Считает, что причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий минимущества. Обращает внимание на то, что суд первой инстанции, принимая решение, обязывающее минимущество края предоставить истцу жилое помещение, не принял во внимание права иных граждан-получателей социальных гарантий, состоящих на учете для предоставления благоустроенного жилого помещения, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения Малсугенова Д.А.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, в силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положений ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013)). При этом, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 вышеуказанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом вышеуказанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Вместе с тем, по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания Щ образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В частности, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежав обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 названной статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 названной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 названной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Между тем, аналогичные положения содержит ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
При этом, закон Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает осуществление предоставления жилья детям-сиротам уполномоченным органом в сфере управления имущественных отношений - Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд первой инстанции, по мнению, судебной коллегии, законно и обоснованно пришел к суждению о том, что у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей имеется нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Материалами гражданского дела подтверждается, что Малсугенов Д.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Б.Ф.С. умерла ***, отец - М.А.А. умер ***. Истец обратился в Министерство имущественных отношений СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Заявление Малсугенова Д.А. зарегистрировано 22.08.2016 в журнале регистрации заявлений под номером ***, однако, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Малсугенова Д.А, обязав ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Такой вывод подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ и соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2013 года).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Довод апеллянта о включении истца в список очередности в получении благоустроенного жилого помещения и будущей реализации его права, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении Малсугенову Д.А. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что поскольку Малсугенов Д.А. проживает по адресу: Ставропольский край, г.Кисловодск, пос. ***, то местом предоставления ему жилого помещения обоснованно указана территория г.Кисловодска.
При этом, судебная коллегия находит верным суждение суда первой инстанции относительно того, что в случае отсутствия незаселенных жилых помещений или жилых помещений необходимой общей жилой площади по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края, с письменного согласия Малсугенова Д.А. ему может быть предоставлено жилое помещение в другом муниципальном районе или городском округе Ставропольского края.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца, во внимание принята быть не может, поскольку решение суда первой инстанции не содержит суждения о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенных обстоятельств, не могут повлечь отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.