Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.
судей Ситьковой О.Н, Кононовой Л.И.
с участием прокурора Чепурной Н.А.
при секретаре Ахтырской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июня 2019 года по гражданскому делу по иску прокурора "адрес" края, действующего в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Рябчунов Э.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен ответчиком в сводный список, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 18 июня 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО6 просит решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права. Указывает, что ответчиком предпринимаются все необходимые меры для обеспечения жилыми помещениями, лиц относящихся к категории детей-сирот. Фактически, в данном случае права ФИО1 министерством нарушены не были, поскольку министерство не отказывало ему в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а первоочередное предоставление ФИО1 жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до него.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилы:"; помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта I названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта I названной статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 названной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Аналогичные положения содержит ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-н утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей!, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Согласно Закону Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья детям - сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений - министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что Рябчунов Э.В, 25.05.1999 года рождения, в силу ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком включен в сводный список таких лиц, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилого фонда Ставропольского края.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обязательному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на министерство имущественных отношений "адрес", однако в отношении истца обязанности по предоставлению жилого помещения ответчиком до настоящего времени не исполнены. Сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Ответчик фактически указывает, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма и постановленное судом решение повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений, прав и интересов других лиц.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание в качестве основания отмены решения суда.
Нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Напротив, согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Следовательно, право на получение жилого помещения реализуется на условиях и в порядке предоставления жилых помещений, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
При этом ошибочное толкование ответчиком вышеприведенных норм права, обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, при отсутствии введенных законами и иными нормативными правовыми актами таких ограничений, правомерно оценено судом как незаконное бездействие ответчика, нарушающее возникшее у истца право на предоставление жилого помещения.
Другие доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора о праве основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12,56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ходатайство о приобщении приложенной к апелляционной жалобе копии государственного контракта на долевое участие в строительстве многоквартирных домов от 05.07.2018 сторона ответчика не заявляла, доводов о невозможности предоставления данного доказательства в суд первой инстанции по уважительным причинам не приводила, оснований для принятия данного документа в качестве дополнительного доказательства по инициативе судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.