Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Минаева Е.В.
Судей Тепловой Т.В, Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Ахтырской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2019 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционным жалобам Марти А.Н, апелляционной жалобе Хорунжий Т.С, Брюхович Г.А, Зеленцовой Н.В, Грицаенко А.В, Васильевой Е.В, Черной И.В, апелляционной жалобе Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф, Васильевой А.А, Подколзиной Г.Ф, апелляционной жалобе Марти С.А, Марти Н.И. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 мая 2019 года
по исковому заявлению по иску администрации Ленинского района города Ставрополя к Хорунжий В.А, Хорунжий Т.С, Бормотову В.В, Саловой Г.В, Дудаеву Б.А, Шаиповой М.М, Шаипову Р.Б, Шаиповой Анжелике, Биболатовне, Шаиповой А.Б, Зеленцову Н.В, Грицаенко А.В, Рогожиной А.Д, Брюхович О.П, Брюхович Г.А, Васильеву Ю.Н, Васильевой Е.В, Бондаренко Н.И, Подколзиной Г.И, Марти А.Н, Марти Н.И, Марти С.А, Марти (Васильевой) А.А, Асвадурьянц О.П, Ковалевой Т.А, Ковалевой А.А, Ткаченко Л.И, Мягченко А.В, ФИО18, Черной И.В, Ушаковой Т.И, Сысоевой Т.А, Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, - комитета по управлению муниципальным имуществом "адрес", комитета градостроительства администрации "адрес", акционерного общества "Ставропольгоргаз", акционерного общества "Теплосеть" "адрес", о возложении на собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, предоставить администрации необходимые документы,
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратилась с иском, впоследствии уточненным, к Хорунжий В.А, Хорунжий Т.С, Бормотову В.В, Саловой Г.В, Дудаеву Б.А, Шаиповой М.М, Шаипову Р.Б, Шаиповой А.Б, Шаиповой А.Б, Зеленцову Н.В, Грицаенко А.В, Рогожиной А.Д, Брюхович О.П, Брюхович Г.А, Васильеву Ю.Н, Васильевой Е.В, Бондаренко Н.И, Подколзиной Г.И, Марти А.Н, Марти Н.И, Марти С.А, Марти (Васильевой) А.А, Асвадурьянц О.П, Ковалевой Т.А, Ковалевой А.А, Ткаченко Л.И, Мягченко А.В, ФИО18, Черной И.В, Ушаковой Т.И, Сысоевой Т.А, Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф. о возложении обязанности на собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно предоставить администрации "адрес" следующие документы: договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО "Ставропольгоргаз", а также акты проверки газового оборудования; договоры поставки газа с ООО "Газпорм межрегионгаз Ставрополь"; акты проверки вентиляционных каналов жилых помещений; технические условия на установку прибора электрического отопления, согласованные в энергоснабжающей организации; проектную документацию на установку прибора электрического отопления, согласованную с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора; договор на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией; разрешения от органов госэнергонадзора на подачу напряжения на электроустановки; разрешение на переустройство квартир; договоры на содержание и обслуживание общего имущества; договор на аварийное обслуживание.
В обоснование иска указано, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" в целях обеспечения устойчивого функционирования объектов жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и связи, инженерной и социальной инфраструктуры города Ставрополя в осенне-зимний период 2017 - 2018 годов администрацией г. Ставрополя издано постановление от 23.05.2017 N 884 "О подготовке городского хозяйства и социальной инфраструктуры города Ставрополя к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов".
Во исполнение постановления администрации г. Ставрополя администрацией Ленинского района г. Ставрополя создана комиссия по проверке готовности к отопительному периоду 2017 - 2018 годов потребителей тепловой энергии (приказ администрации Ленинского района г. Ставрополя от 10.07.2017 N 178-п). Многоквартирные дома должны быть подготовлены к отопительному сезону в срок до 15 сентября 2017.
Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в ломах, системы отопления, вентиляции).
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (п. 2.6.2. Постановления Госстроя РФ N 170).
Оценка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе центрального теплоснабжения, производится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103.
В случае, если все квартиры дома подключены к центральному теплоснабжению, то результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки по рекомендуемому образцу.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.
В случае, если отопление квартир многоквартирного дома осуществляется за счет внутриквартирного газового оборудования, оценка готовности производится в соответствии Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и удержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, зкологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Кроме того, обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Собственники помещений, у которых имеется газовое оборудование, должны оформить документацию в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Если отопление осуществляется за счет трансформации электроэнергии, то данный случай регулируется СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование, Согласно которому отопление и внутреннее теплоснабжение зданий электроэнергией с непосредственной трансформацией ее в тепловую допускается применять по техническому заданию. Отпуск электроэнергии следует согласовывать с энергоснабжающей организацией в установленном порядке.
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, согласно требованиям Постановления Госстроя РФ N 170.
Многоквартирный жилой "адрес" сдан в эксплуатацию в 1980 году. Количество помещений в многоквартирном доме: жилых 20 квартир, нежилых 2 помещения. Общая площадь помещений в МКД составляет 1099,1 кв. м, в том числе жилой 1003,1 кв. м.
Согласно техническому паспорту МКД имеет центральное теплоснабжение. По информации АО "Ставропольгоргаз" от 12.01.2018 N 14- 46, согласно исполнительной документации по адресу: "адрес", газификация многоквартирного дома выполнена в 1981 году.
28 апреля 2013 года проведено общее собрание жильцов МКД. Согласно протоколу от 28 апреля 2013 г. N 2 собственниками помещений принято решение о переходе квартир на индивидуальное отопление. Собственник нежилых муниципальных помещений, которого представляет КУМИ г. Ставрополя, согласия на переход на индивидуальное отопление не давал.
07 августа 2013 г. Управлением Ставропольского края - Государственной жилищной инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка обращения собственника "адрес".
В ходе проверки установлено, что председателем дома Марти А.Н. без разработки проектно-сметной документации и получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления г. Ставрополя, а также без получения согласования с собственниками нежилых помещений по указанному адресу начаты работы по переустройству (реконструкции) системы центрального отопления в указанном доме, переход на индивидуальное отопление, что привело к нарушению в работе инженерной системы центрального отопления дома, а именно: демонтирован теплоноситель в тепловом узле, демонтированы стояки системы центрального отопления, демонтирована запорная арматура.
Администрацией Ленинского района г. Ставрополя 23 сентября 2013 года заявлено исковое заявление N 02/01-4747-7 в Ленинский районный суд г. Ставрополя об обязании восстановить систему центрального отопления "адрес" в "адрес".
Решением от 04 октября 2013 г. Ленинский районный суд г. Ставрополя обязал Марти А.Н, как уполномоченного представителя собственников в МКД, восстановить систему Центрального отопления, подготовить общедомовое имущество к эксплуатации в осенне-зимний период 2013-2014 годов, оформить акт готовности системы г топления и паспорта готовности общедомового имущества.
Согласно определению Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10.12.2014 удовлетворено заявление Марти А.Н. о прекращении исполнительного производства. Решением суда прекращено исполнительное производство от 09.10.2013 N в отношении Марти А.Н. Тем не менее в определении суда прямо сказано, что теплоснабжение центрального отопления в МКД восстановлено не во всех квартирах, а только в квартирах N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18.
Согласно письму комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 11 января 2018 г. N решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений квартир N N,3- 11, 13, 15, 17, 19 выданы комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в соответствии с проектом, предусматривающим установку индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Проектом переустройства и перепланировки квартиры 20 установка индивидуального квартирного источника тепловой энергии не предусмотрена. По квартирам 3, 13, 20 подготовлены акты о завершении переустройства и перепланировки жилых помещений.
В проектах, представленных для выдачи решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений по ул. Объездной, 5б, запроектированы работы по замене чугунных радиаторов на алюминиевые и замене старых трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения на трубопроводы из пропиленовых труб, прокладываемых в конструкции пола. Демонтаж стояков системы центрального отопления проектом не предусмотрен.
В настоящее время, по информации АО "Ставропольгоргаз" от 02.10.2018 N 17-2405, согласно исполнительно-технической документации в квартирах NN 6, 10, 14, 20 произведен самовольный демонтаж проточного водонагревателя и установка теплогенератора, в квартирах NN 2, 12, 16, 18 отопительный прибор отсутствует.
Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома самостоятельно, без согласования произвели демонтаж системы центрального отопления и в настоящее время не предпринимают никаких мер по становлению системы центрального отопления или окончательного лолнения решения общего собрания о переходе на индивидуальное ттопление.
Рабочей группой по подготовке жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района города Ставрополя, состав которой утвержден приказом администрации Ленинского района г. Ставрополя от 10.07.2017 N 178-п, проведена проверка дома N 5б по ул. Объездной в целях готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду".
По результатам проверки составлен акт о неготовности дома к отопительному периоду. До настоящего времени информация в администрацию Ленинского района города Ставрополя об устранении нарушений не предоставлена.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 мая 2019 года
исковые требования администрации Ленинского района города Ставрополя удовлетворены.
Суд обязал собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: "адрес" б, Хорунжий В.А, Хорунжий Т.С, Бормотову В.В, Саловой Г.В, Дудаеву Б.А, Шаиповой М.М, Шаипову Р.Б, Шаипову Анжелику, Биболатовну, Шаиповой А.Б, Зеленцову Н.В, Грицаенко А.В, Рогожиной А.Д, Брюхович О.П, Брюхович Г.А, Васильеву Ю.Н, Васильевой Е.В, Бондаренко Н.И, Подколзиной Г.И, Марти А.Н, Марти Н.И, Марти С.А, Марти (Васильевой) А.А, Асвадурьянц О.П, Ковалевой Т.А, Ковалевой А.А, Ткаченко Л.И, Мягченко А.В, ФИО18, Черной И.В, Ушаковой Т.И, Сысоевой Т.А, Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф. подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно предоставить администрации Ленинского района города Ставрополя зтощие документы:
договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО "Ставропольгоргаз", а также ты проверки газового оборудования;
договоры поставки газа с ООО "Газпорм межрегионгаз Ставрополь"; акты проверки вентиляционных каналов жилых помещений; технические условия на установку прибора электрического отопления, согласованные в энергоснабжающей организации;
проектную документацию на установку прибора электрического отопления, согласованную с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора;
договор на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией;
разрешения от органов госэнергонадзора на подачу напряжения на электроустановки;
разрешение на переустройство квартир;
договоры на содержание и обслуживание общего имущества;
договор на аварийное обслуживание.
В апелляционных жалобах Марти А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что отсутствуют правовые основания для истребования договоров граждан с третьими лицами. Вынесенное решение является неисполнимым, поскольку невозможно изготовить документы, названия которых не соответствуют законодательству РФ. Судом не дано оценки тому, что по вине истца произошло самовольное переоборудование инженерных сетей здания, сооружение самодельной системы отопления и ее незаконное подключение к городмким тепловым сетям, что привело к затоплению двух этажей здания.
В апелляционной жалобе Хорунжий Т.С, Брюхович Г.А, Зеленцова Н.В, Грицаенко А.В, Васильева Е.В, Черная И.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не принято во внимание, 28 апреля 2013 года проведено общее собрание жильцов МКД и принято решение о переходе на индивидуальное отопление, которое в силу ст.46 ЖК РФ, является обязательным для всех собственников. 16 собственников жилых помещений перешли на систему индивидуального отопления, затратив значительные финансовые средства для подключения квартир к индивидуальному отоплению. Собственник двух нежилым помещений - КУМИ администрации г. Ставрополя не перешел на систему индивидуального отопления; АО "Ставропольгоргаз" не предъявляло исковых требований к собственникам о предоставлении недостающей документации. Материалами дела подтверждается, что центральная система отопления пришла в негодность. Истец стремиться восстановить находящуюся в аварийном состоянии систему центрального отопления для отопления своих нежилых помещений за счет собственников МКД. Суд обязал нести финансовые расходы на оформление документации по центральному отоплению, которым ответчики не пользуются. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о принятии встречного искового заявления Марти А.Н. к КУМИ администрации г. Ставрополя. Истцом указаны несуществующие документы, обязанность по предоставлению которых возложил на ответчиков, делая невозможным исполнение решения суда.
В апелляционной жалобе Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф, Васильева А.А, Подколзина Г.Ф. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что они не являются собственниками помещений в данном доме, однако, решением суда на них возложена обязанность подготавливать дом к осенне-зимнему сезону.
В апелляционной жалобе Марти С.А, Марти Н.И. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что Марти С.А. не являются собственником помещений в данном доме, незаконно привлечен к судебному процессу. Марти Н.И. является инвалидом первой группы, парализована, не имеет возможности самостоятельно передвигаться, ее право на участие в судебном процессе нарушено тем, что в здании отсутствует возможность перемещения между этажами для инвалидов на инвалидных колясках.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав ответчиков Марти А.Н,, Асвадурьянц О.П, Зеленцову Н.В, Ткаченко Л.И, Смелянец Г.Ф, Мягченко А.В, Ковалеву Т.А, представителя ответчика Хорунжей Т.С. - Садкова Е.Ю, представителя ответчика Грицпенко А.В.- Грицаенко Е.А, просивших апеляционные жалобы удовлетворить, решение суда отменить, отказать истцу в иске, представителя истца администрации Ленинского района г. Ставрополя - Бирюкову Н.В, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В силу пункта 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем показатели, приведенные в данной норме.
Согласно подпункту "з" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту уполномоченными управляющими (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с пунктом 2.6 данных Правил и норм ("Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации") целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В силу пункта 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Требования и нормы к техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций, инженерного оборудования установлены разделами 4 и 5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно пункту 2.6.10 данных Правил и норм готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции от 29.07.2018 года) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно п.п.4-12 Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 года N103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил: лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются, в том числе органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:
- объекты, подлежащие проверке;
- сроки проведения проверки;
- документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
- объект проверки готов к отопительному периоду;
- объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
-объект проверки не готов к отопительному периоду.
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.
Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок проведения проверки и порядок закрепления результатов проверки.
Как установлено судом первой инстанции соответствии с ФЗ от 06 октября 2003г N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, с Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013г. N103 администрацией г. Ставрополя издано постановление от 23.05.2017 года N884 "О подготовке городского хозяйства и социальной инфрастуктуры города Ставрополя к работе в осенне-зимний период 2017-2018г.г. и утвержден перечень мероприятий по подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний период.
Приказом администрации Ленинского района г. Ставрополя от 10.07.2017 года N178-п создана комиссия по проверке готовности к отопительному сезону 2017-2018 г.г. потребителей тепловой энергии.
Как следует из акта проверки готовности к отопительному сезону 2017-2018г.г от 01 августа 2017 года, комиссия, образованная приказом администрации Ленинского района г. Ставрополя от 10.07.2017 года N178-п провела проверку готовности к отопительному периоду многоквартирного дома по ул. Объездной, 5Б г. Ставрополя, в ходе которой установлено: многоквартирный жилой дом по ул. Объездной,5Б г. Ставрополя, не подготовлен к отопительному периоду, не предоставлены документы по обслуживанию газового оборудования, не выполнен, предусмотренный нормативными актами необходимый комплекс мероприятий по подготовке МКД к осенне-зимнему периоду 2017-2018 годов.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, вышеуказанный акт проверки не содержит перечень конкретных замечаний ( конкретный перечень действий) с указанием сроков их устранения. Как следствие комиссией не проводилась повторная проверка, по результатам которой должен составляться новый акт.
Как следует из материалов дела администрацией Ленинского района г. Ставрополя неоднократно уточнялись исковые требования, в уточненном иске администрация просила обязать собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Объездная, 5 б, подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно предоставить администрации Ленинского района города Ставрополя следующие документы:
договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО "Ставропольгоргаз", а также ты проверки газового оборудования;
договоры поставки газа с ООО "Газпорм межрегионгаз Ставрополь"; акты проверки вентиляционных каналов жилых помещений; технические условия на установку прибора электрического отопления, согласованные в энергоснабжающей организации;
проектную документацию на установку прибора электрического отопления, согласованную с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора;
договор на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией;
разрешения от органов госэнергонадзора на подачу напряжения на электроустановки;
разрешение на переустройство квартир;
договоры на содержание и обслуживание общего имущества;
договор на аварийное обслуживание.
Однако, истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства того, что собственникам спорного многоквартирного дома по результатам проверки предлагался перечень конкретных замечаний ( в том числе необходимость выполнения конкретных действий и необходимость предоставления конкретных документов) и срок для их устранения.
Кроме того, администрацией г. Ставрополя издано постановление "О подготовке городского хозяйства и социальной инфрастуктуры г. Ставрополя к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов, утвержден перечень мероприятий по подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний период. Однако, каких-либо доказательств осуществления соответствующей комиссией проверки спорного многоквартирного дома к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах по мнению судебной коллегии у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 мая 2019 года - отменить, апелляционные жалобы Марти А.Н, Хорунжей Т.С, Брюхович Г.А, Зеленцовой Н.В, Грицаенко А.В, Васильевой Е.В, Черной И.В, Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф, Васильевой А.А, Подколзиной Г.Ф, Марти С.А, Марти Н.И. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Администрации Ленинского района г. Ставрополя к Хорунжий В.А, Хорунжий Т.С, Бормотову В.В, Саловой Г.В, Дудаеву Б.А, Шаиповой М.М, Шаипову Р.Б, Шаиповой А.Б, Шаиповой А.Б, Зеленцовой Н.В, Грицаенко А.В, Рогожиной А.Д, Брюхович О.П, Брюхович Г.А, Васильеву Ю.Н, Васильевой Е.В, Бондаренко Н.И, Подколзиной Г.И, Марти А.Н, Марти Н.И, Марти С.А, Марти (Васильевой) А.А, Асвадурьянц О.П, Ковалевой Т.А, Ковалевой А.А, Ткаченко Л.И, Мягченко А.В, Черной И.В, Ушакову В.В, Ушаковой Т.И, Сысоевой Т.А, Смелянец В.В, Смелянец Г.Ф. о возложении обязанности на собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Объездная, 5б, подготовить многоквартирный жилой дом к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно предоставить администрации Ленинского района г. Ставрополя следующие документы: договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО "Ставропольгоргаз", а также акты проверки газового оборудования; договоры поставки газа с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь"; акты проверки вентиляционных каналов жилых помещений; технические условия на установку прибора электрического отопления, согласованные в энергоснабжающей организации; проектную документацию на установку прибора электрического отопления, согласованную с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора; договор на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией; разрешения от органов госэнергонадзора на подачу напряжения на электроустановки; разрешение на переустройство квартир; договоры на содержание и обслуживание общего имущества; договор на аварийное обслуживание - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.