Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Евтуховой Т.С.
при секретаре судебного заседания Жегулине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Казачий двор" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Казачий двор" (далее - ООО "Казачий двор"/общество), от имени которого действует по доверенности представитель Борисенко О.Г, обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости, по состоянию 21 июля 2016 года, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N.
Общество полагало, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка в размере "данные изъяты" рублей завышены, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявления общество ссылалось на отчёт об оценке N 2269 от 4 октября 2018 года, составленный оценщиком ФИО7, которым по состоянию 21 июля 2016 года определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей (т.1 л.д.6-11).
В судебное заседание представитель административного истца ООО "Казачий двор" - Борисенко О.Г. не явилась, извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставила. Ранее, в ходе судебного заседания выразила не согласие с заключением эксперта в виду наличия противоречий, отсутствия документального подтверждения данных эксперта, неверного применения корректировок.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра по Ставропольскому краю) в суд не явился, представлены письменные возражения, в которых просят рассмотреть административное дело в их отсутствие в соответствии с действующим законодательством (т.2 л.д.1-4).
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю), заинтересованное лицо администрация Александровского сельсовета Ставропольского края.
Представители административных ответчиков Министерства имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, заинтересованного лица администрации Александровского сельсовета Ставропольского края в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сведений о причинах неявки не сообщили и не просили о проведении судебного заседания в их отсутствие.
Суд, в соответствии с положениями части 4 статьи 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Заслушав объяснения представителя административного истца, допросив эксперта ФИО8, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
ООО "Казачий двор", будучи собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4800 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание, расположенного по адресу: "адрес" (т.1 л.д.24-26), является плательщиком земельного налога, размер которого зависит от его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена на основании акта Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю от 21 июля 2016 года б/н, и по состоянию на 21 июля 2016 года составляет "данные изъяты" рублей (т.1 л.д. 22).
9 ноября 2018 года ООО "Казачий двор" обратилось в комиссию по оспариванию результатов кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии N 3214 от 28 ноября 2018 года заявление административного истца отклонено (т.1 л.д. 28-30, 33-35).
Ввиду этого, обращение Общества в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2016 года, то есть на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон об оценочной деятельности), в силу которых федеральный законодатель вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе и юридическими лицами, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьёй 11 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчёт об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов, уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости предоставлен отчёт об оценке N 2269 от 04.10.2018 года, выполненный оценщиком ФИО7, которым рыночная стоимость земельного участка определена в размере 768 000 рублей (т.1 л.д. 52, 53-158).
С целью проверки отчёта об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также расчёта рыночной стоимости в случае, если отчёт не соответствует федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, определением Ставропольского краевого суда от 21 марта 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр поддержки бизнеса" ФИО8 (т.1 л.д.169-172).
В соответствии с заключением эксперта N 10-1931-19 от 24 мая 2019 года, при проверке отчёта об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности, экспертом установлено, что оценщиком допущены нарушения требований Федеральных стандартов оценки к определению сегмента объекта оценки, к анализу рынка, к корректному подбору объектов-аналогов, к корректному применению корректировок; использованная оценщиком информация не является достоверной и достаточной. Поскольку допущенные нарушения не позволяют признать достоверной определенную в отчетах рыночную стоимость объектов оценки, эксперт провел исследование по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N и определилего рыночную стоимость по состоянию 21 июля 2016 года в размере "данные изъяты" рублей (т.1 л.д.9-132).
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Рассматривая возражения представителя административного истца на заключение эксперта N 10-1931-19 от 24 мая 2019 года, суд находит их необоснованными, так как они не содержат доводов, подтверждающих наличие противоречий или вызывающих сомнения в его обоснованности.
Согласно материалам дела, оцениваемый земельный участок отнесён к категории земель населённых пунктов, имеет вид разрешенного использования - туристическое обслуживание (т.1 л.д.24).
По мнению представителя административного истца, спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения. Исходя из этой же позиции, оценщик, подготовивший отчёт об оценке, также отнёс земельный участок к сегменту земельных участков рекреационного назначения, используя соответствующие данные.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что земельный участок не входит в состав рекреационной зоны, что подтверждается данными генерального плана муниципального образования Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края, в частности схемой функционального зонирования территории и проектным планом, а также данными публичной кадастровой карты, которые находятся в свободном доступе.
Таким образом, представленный административным истцом отчёт об оценке, суд считает недостоверным применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку анализ содержания указанного отчёта свидетельствует о его несоответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статьи 11), федеральных стандартов оценки (пунктов 11, 22 ФСО-7) ввиду неправильного определения оценщиком сегмента рынка, к которому относится объект оценки, а также применение в расчётах в качестве объектов-аналогов участков, не относящихся к сегменту рынка, к которому относится объект оценки, что привело к неверному определению итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем, данный отчёт к числу допустимых и достоверных доказательств по делу отнести нельзя.
Экспертом, земельный участок с кадастровым номером N отнесён к сегменту рынка земельных участков населённых пунктов под коммерческую застройку, что мотивировано им в заключении (т.2 страницы 52-53 заключения). Суд соглашается с данной позицией эксперта.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО8, составившая вышеуказанное экспертное заключение, обосновала заключение, сославшись на методы проведенного исследования, мотивировав сделанные в их результате выводы, ответив на поставленные в ходе судебного разбирательства вопросы.
Таким образом, замечания представителя административного истца на заключение эксперта проверены судом, на них экспертом даны подробные разъяснения, которые соответствуют материалам дела и не противоречат действующему законодательству.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом подхода является мотивированным и корректным.
На основании изложенного, требования ООО "Казачий двор" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной подлежат удовлетворению в размере определенном на основании заключения эксперта N 10-1931-19 от 24 мая 2019 года в размере "данные изъяты" рублей.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28), при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть, на 21 июля 2016 года.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления ООО "Казачий двор" следует считать дату его обращения в Комиссию, а именно 9 ноября 2018года (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
По настоящему делу, в качестве административного ответчика административным истцом привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 определяет, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 (с изм. и доп, вступ. в силу с 01.01.2017 года), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с приказом Росреестра от 12.05.2015 года N П/210 ФГБУ ФКП Росреестра (в редакции, действующей до 1 января 2017 г.) наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Результаты определения государственной кадастровой оценки на территории Ставропольского утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1380.
В массовую оценку определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2015 года земельный участок с кадастровым номером N не вошел, поскольку был поставлен на учет 20 октября 2016 года.
Следовательно, на момент внесения в государственный кадастр недвижимости - 20 октября 2016 года, сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122504:4, уполномоченным органом являлось ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю, а Управление Росреестра по Ставропольскому краю подобными полномочиями не располагало.
При таких обстоятельствах, Управление Росреестра по Ставропольскому краю по настоящему делу, не является надлежащим ответчиком по требованиям об оспаривании кадастровой стоимости, в связи с чем, на основании статьи 37, частей 1 и 2 статьи 47, части 5 статьи 41, пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 3 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28, в удовлетворении административных исковых требований ООО "Казачий двор" к Управлению Росреестра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Казачий двор" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4800 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на 21 июля 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать - 9 ноября 2018 года.
В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Казачий двор" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через суд, принявший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2019 года.
Председательствующий судья Т.С. Евтухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.