Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А,
членов президиума: Кудрявцевой А.В, Савина А.Н,
Бурухиной М.Н, Блинникова В.А, Переверзевой В.А.
секретаря судебного заседания Ениной С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поноженко А.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Солдатовой С.В. от 12.07.2019 по кассационной жалобе Поноженко А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.03.2019,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А,
установил:
Поноженко А.Н. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное), в котором, с учетом уточнения, просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) N 736289/17 от 04.10.2017 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 26.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и обязать ответчика досрочно назначить ему страховую пенсию по старости с 25.09.2017, с включением в специальный стаж периода его работы: с 01.07.1993 по 28.02.2005 (11 лет 7 месяцев 28 дней) в качестве пожарного в органах внутренних дел УВД по Ставропольскому краю в 18 пожарной части.
Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 22.11.2018 исковые требования Поноженко А.Н. удовлетворены: признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) N 736289/17 от 04.10.2017 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Поноженко А.Н. в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях, периода его службы с 01.07.1993 по 28.02.2005 в должностях пожарного, командира отделения Пожарной части 18 Противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Ставропольского края.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность по включению Поноженко А.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода его службы с 01.07.1993 по 28.02.2005 (включительно) в должностях пожарного, командира отделения Пожарной части N 18 Противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Ставропольского края, с назначением и выплатой ему пенсии с момента обращения - с 25.09.2017.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.03.2019 решение Петровского районного суда Ставропольского края от 22.11.2018 отменено. Принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поступившей в краевой суд 07.06.2019, Поноженко А.Н, ссылаясь на незаконность и необоснованность апелляционного определения судебной коллегии, просит его отменить.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истца Поноженко А.Н, его представителя - адвоката Беляеву В.Н, представителя ГУ УПФ РФ по Петровскому району Ставропольского края (межрайонное) Писаренко Л.И, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения при рассмотрении гражданского дела были допущены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Поноженко А.Н. был принят 23.09.1992 пожарным в Пожарно-спасательный отряд N19; 01.07.1993 был уволен по п.1 ст. 33 КЗоТ РФ, в связи с ликвидацией учреждения; с 01.07.1993 он проходил службу в органах УВД Ставропольского края в пожарной части N18.
В трудовой книжке содержится запись: служба в органах УВД пожарная часть составила 11 лет 8 месяцев 0 дней (пр.N7 от 01.07.1993, пр. N60 л/с от 09.03.2005).
Далее, с 01.03.2005 истец был переведен пожарным в Управление по Петровскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю; 01.01.2006 Управление по Петровскому муниципальному району ГУ МЧС РФ по СК реорганизовано в 10-й отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (пр.N474 от 15.12.2005); 31.12.2008 был уволен в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ (пр.N187 от 26.12.2008); 01.01.2009 был принят на должность пожарного в 18-ю Пожарную часть Государственного учреждения "10-й отряд федеральной противопожарной службы по Ставропольскому краю" (пр.N2-к от 01.01.2009); 01.09.2011 на основании приказа ГУ "ОФПС-10 по СК" N161 от 01.09.2011 государственное учреждение "10 отряд Федеральной противопожарной службы по Ставропольскому краю" с 01.09.2011 переименовано в Федеральное государственное казанное учреждение "10 отряд Федеральной противопожарной службы по Ставропольскому краю", 01.04.2016 18 Пожарная часть ФГКУ "10 отряд ФПС по Ставропольскому краю" переименована в 18 пожарно-спасательную часть ФГКУ "10 отряд ФПС по Ставропольскому краю" (пр.N26 от 23.01.2016), где истец работает по настоящее время (л.д.11-14).
Согласно копии приказа начальника Пожарной части N18 Противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Ставропольского края N7 от 01.07.1993, Поноженко А.Н, прибывший по направлению трудового коллектива пожарно-спасательного отряда N19, назначен на должность пожарного ПЧ-18 с 01.07.1993, ему присвоено специальное звание сержант внутренней службы (л.д.36).
В послужном списке Поноженко А.Н. отражена его служба в УВД Ставропольского края с 01.07.1993 по 20.09.1995 пожарным ПЧ-18 г. Светлоград (пр.N7 от 01.07.1993), с 20.09.1995 по 15.03.2000 командиром отделения в ПЧ-18 г. Светлоград (пр.N43 ПЧ-18 от 20.09.1995), с 15.03.2000 пожарным в ПЧ-18 г. Светлоград (пр.N6 от 15.03.2000); указано, что приказом N 20 от 24.05.1999 присвоено квалификационное звание "Специалист 2 класса" (л.д.29-35).
Из копии приказа N7 от 01.03.2005 следует, что Поноженко А.Н. был принят на должность пожарного 18-ой пожарной части Управления по Петровскому муниципальному району Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю с 01.03.2005 (л.д.37).
Судом также установлено, что Поноженко А.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 03.08.2005.
По данным индивидуального персонифицированного учета отражена работа истца с 01.03.2005 по 31.12.2008 в Управлении по Петровскому муниципальному району Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю и с 01.01.2009 по 25.09.2017 в 18 Пожарно-спасательной части, с указанием кода льготных условий труда (л.д.44- 50).
25.09.2017 Поноженко А.Н. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 04.10.2017 N736289/17 Поноженко А.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по правилам пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ, ввиду отсутствия требуемого стажа работы на день подачи заявления 25.09.2017 (л.д.9-10).
Ответчиком в льготный стаж истца засчитаны периоды работы в должности пожарного с 23.09.1992 по 01.07.1993 в Пожарно-спасательном отряде N19, с 01.03.2005 по 31.12.2008 в Управлении по Петровскому муниципальному району Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю, с 01.01.2009 по 25.09.2017 в 18 Пожарно-спасательной части.
В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не засчитан период службы Поноженко А.Н. в органах внутренних дел УВД по Ставропольскому краю в 18 пожарной части с 01.07.1993 по 01.03.2005 (11 лет 7 месяцев 28 дней), поскольку в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая спор, установив фактические обстоятельства дела, применив положения ст.ст. 5,7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный период службы истца в должности пожарного и командира отделения Пожарной части 18 Противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Ставропольского края МВД РФ относится к периоду, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации, период занятости на соответствующих должностях которой, в силу существующего нормативного регулирования, подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, судебная коллегия исходила из того, что поскольку Поноженко А.Н. в спорный период проходил службу в органах внутренних дел в УВД по Ставропольскому краю, имел специальное звание сержант внутренней службы, то он не относится к категории лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1.01.2015 - подпункт 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Между тем с указанными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26.12.1977 N 1115 "Об утверждении Положения "О государственном пожарном надзоре в СССР" органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2). Исходя из п. 4, пп. "ч" п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.06.972 N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в первоначальной его редакции) личный состав Государственной противопожарной службы включал в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах Российской Федерации (статья 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции)).
Согласно требованиям Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", сотрудникам органов внутренних дел присваиваются специальные звания (статьи 22,23).
В силу положений ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции) работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливались по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" ст. 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" была дополнена пунктом "о", согласно которому пенсии по старости за работу с особыми условиями труда назначались мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 06.08.2004 N 372 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации. Утвержден Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю.
Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу о подп. 9 п. 1 ст. 28 (впоследствии - подп. 18 п. 1 ст. 27) Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается досрочно - по достижении возраста 50 лет - мужчинам и женщинам, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 названного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы пожарный, командиры отделения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Между тем, приведенные правовые нормы, регламентировавшие подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, к числу которых, как установлено судом первой инстанции, в спорный период относился истец, не были учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Придя к выводу о неправомерности выводов суда первой инстанции, судебная коллегия не привела в обоснование принятого решения иной судебной оценки представленным доказательствам, и не установилапо делу новых обстоятельств.
В силу положений ст. 67, 71, 195-198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Следовательно, суд апелляционной инстанции, отменяя или изменяя решение суда первой инстанции, должен мотивировать свое несогласие с данной районным судом оценкой доказательств и, соответственно, привести мотивы иной оценки каждого доказательства со ссылкой на нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Однако приведенным требованиям процессуального закона и разъяснениям по их применению, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13, апелляционное определение не соответствует.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.03.2019, как принятое с существенным нарушением норм материального права, повлиявших на исход дела, в силу ст. 387 ГПК РФ подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.03.2019 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.