Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "НПО "ЦЭСП" Петряник А.Ю. на решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 13 июня 2019 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. от 22 апреля 2019 года N19-112/ВП/094/3 юридическое лицо - ООО "НПО "ЦЭСП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
Внесено представление N19-112/ВП/094/4 от 22 апреля 2019 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 13 июня 2019 года постановление должностного лица и представление N19-112/ВП/094/4 от 22 апреля 2019 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе (с учетом дополнений), поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО "НПО "ЦЭСП" Петряник А.Ю. просит отменить названные акты, состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителей Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. и Слюсареву С.В, которые просили решение судьи районного суда оставить без изменения, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "НПО "ЦЭСП" к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как следует из материалов дела, Департаментом с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, проверки сведений, изложенных в обращении ООО "... " от 15.02.2019 N 1082, о нарушениях требований законодательства Российской Федерации, выразившихся в эксплуатации ООО "НПО "ЦЭСП" несанкционированной свалки отходов в г. Благодарном, на земельном участке с кадастровым номером "***", на основании приказа Департамента от 01.03.2019 N112, по согласованию с Прокуратурой Ставропольского края (Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 01.03.2019) в отношении ООО "НПО "ЦЭСП" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено, что ООО "НПО "ЦЭСП" на земельном участке с кадастровым номером "***", принадлежащем ему на праве аренды (Договор аренды земельного участка от 22.12.2016г. N31, заключенный с Администрацией г. Благодарного. Срок аренды участка до 21.12.2026) эксплуатирует несанкционированную свалку отходов.
22 марта 2019 года при участии директора ООО "НПО "ЦЭСП" Петряник А.Ю. с привлечением ЦЛАТИ по СК отобраны пробы отходов и почвы, назначена экспертиза с целью установления класса опасности размещаемых отходов и установления загрязнения земельного участка на содержание загрязняющих веществ в почве.
В результате проведенного анализа проб отходов установлено, что данные отходы относятся к 5 классу опасности (Экспертное заключение от 03.04.2019 N48).
Также в ходе обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером "***" является несанкционированной свалкой отходов, и представляет собой примитивную яму с отходами, поверхность площадки (в целом по всей территории земельного участка) не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.). Отсутствует защита от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.). По периметру площадки не проведены защитные устройства в виде обваловки/обводной канавы, Обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует. Отсутствует ограждение по всему периметру земельного участка. Подъездная и внутрихозяйственная дорога грунтовая, не оснащена искусственным водонепроницаемым химически стойким покрытием (керамическая плитка, асфальт, керамзитобетон, полимербетон и др.). На въезде-выезде отсутствуют контрольно-дезинфицирующие устройства, предназначенные для очистки колес транспортных средств, и защищающих от попадания загрязняющих веществ за пределы земельного участка.
Вместе с тем, в ходе обследования выявлено, что на земельном участке осуществляется сдвигание отходов, и их пересыпка грунтом. Обнаружены факты сжигания отходов, а так же в момент осмотра установлен следы тления отходов.
Таким образом, ООО "НПО "ЦЭСП" на земельном участке с кадастровым номером "***" осуществляет деятельность по обращению с отходами в нарушение требований действующих нормативно - правовых актов, в отсутствии специализированного объекта накопления отходов, обустроенного в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "НПО "ЦЭСП" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом и судом первой инстанции дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных административным органом и судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО "НПО "ЦЭСП" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено ООО "НПО "ЦЭСП" в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений норм материального и процессуального административного права при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора ООО "НПО "ЦЭСП" Петряник А.Ю. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 13 июня 2019 года оставить без изменения.
Судья краевого суда О.Р. Корнушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.