Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Ржецкого А.О. на решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 06.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО СМК "Жилье",
установил:
Постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Ржецкого А.О. от 28.03.2019
N 76/26/12-5299-19-И/9 ООО СМК "Жилье" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей (далее - постановление от 28.03.2019).
Решением судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 06.06.2019 указанное постановление изменено, административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение, жалоба ООО СМК "Жилье" удовлетворена (далее - решение от 06.06.2019).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, государственный инспектор Государственной инспекции труда в Ставропольском крае (далее - ГИТ) Ржецкий А.О. считает решение судьи от 06.06.2019 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Указывает, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО СМК "Жилье" установлено, что при проведении строительных работ на объекте, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, пр. Ленина, д. 24, лица, выполнявшие строительные работы, осуществляли данную трудовой деятельность без применения строительных касок, таким образом, указанным юридическим лицом в недостаточной мере организован контроль по координации действий участников строительного производства по реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ. Считает, что в рассматриваемом случае к ООО СМК "Жилье" не может быть применено наказание в виде предупреждения, поскольку нарушение, допущенное Обществом, содержит признаки причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Просит решение судьи от 06.06.2019 отменить, оставить постановление должностного лица административного органа от 28.03.2019 без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 221 ТК РФ).
Приказом N 336н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.06.2015 г. предусмотрено, что при выполнении строительного производства на территории действующих производственных объектов работодатель обязан совместно со всеми привлекаемыми им по договорам юридическими и физическими лицами, соответствующими требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, участвующими в строительном производстве:
разработать график выполнения совместных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для участников строительного производства на данной территории;
осуществлять допуск участников строительного производства на производственную территорию в соответствии с требованиями Правил;
обеспечивать выполнение общих мероприятий охраны труда и координацию действий участников строительного производства по реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ, согласно акту-допуску и графику выполнения совместных работ.
Согласно материалам дела, 27.03.2019 государственным инспектором Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Ржецким А.О. составлен протокол N 76/26/12-5299-19-И/5 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО СМК "Жилье", согласно которому в ходе проведения внеплановой выездной проверки указанного юридического лица установлено, что при проведении строительных работ на объекте, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, пр. Ленина, д. 24, лица, выполнявшие строительные работы, осуществляли данную трудовой деятельность без применения строительных касок (далее - протокол от 27.03.2019) (л.д. 5-8).
На основании протокола от 27.03.2019 инспектором ГИТ Ржецким А.О. вынесено постановление N 76/26/12-5299-19-И/9 от 28.03.2019, которым ООО СМК "Жилье" признано виновным в том, что в нарушение требований п.п. 3 п. 17 Правил по охране труда в строительстве, утверждённых Приказом
N 336н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.06.2015, Обществом в недостаточной мере организован контроль по координации действий участников строительного производства по реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность производства строительных работ, и привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 9-12).
Рассматривая жалобу ООО СМК "Жилье" на постановление должностного лица от 28.03.2019, судья городского суда, указал, что ранее к административной ответственности Общество не привлекалось, привлекаемым к ответственности лицом предприняты меры по устранению допущенных нарушений, а правонарушение не подпадает под перечень, установленный ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей совершённым противоправным деянием, которое не создавало реальную опасность причинения вреда в будущем, и пришёл к выводу об изменении постановления должностного лица и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Нахожу обжалуемое решение судьи от 06.06.2019 незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по нижеследующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством.
То обстоятельство, что Общество привлечено к административной ответственности за недостаточно организованный контроль по координации действий участников строительного производства по реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность производства строительных работ, что влечёт за собой угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью работников, оставлено судьёй городского суда без внимания и должной правовой оценки, что повлекло принятие судом первой инстанции незаконного решения.
При изложенных обстоятельствах решение судьи от 06.06.2019 вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истёк.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и вынести решение в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Ржецкого А.О. - удовлетворить частично.
Решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 06.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО СМК "Жилье" - отменить.
Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Кисловодский городской суд Ставропольского края в ином составе суда.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.