Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В,
судей Поштацкой В.Е, Яковлева Е.А,
при секретаре Секошиной О.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального образования - Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области на решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 21 мая 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Муниципальное образование-Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области к Тульцовой Елене Михайловне о признании недействительным Договора социального найма жилого помещения N от 07.12.2015 года, заключенного между Администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Еленой Михайловной, о признании недействительным Договора на передачу квартиры в собственность граждан N от 10 марта 2016 года, заключенного между Администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Еленой Михайловной, прекращении зарегистрированного права собственности на квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу р. "адрес" за Тульцовой Еленой Михайловной, истребовании жилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес" из незаконного владения Тульцовой Елены Михайловны с возвращением квартиры в собственность муниципального образования -Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В, объяснения представителя муниципального образования - Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области - Кондратова А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Тульцовой Е.М. - Буслаевой О.В. и Ответчиковой Л.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное образование - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области обратилось в суд с иском к Тульцовой Е.М. о признании недействительными договора социального найма жилого помещения, договора на передачу квартиры в собственность граждан, прекращении зарегистрированного права собственности, истребовании жилого помещения из незаконного владения.
В обоснование исковых требований истец указал, что муниципальное образование - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области являлось собственником квартиры с кадастровым номером N, общей площадью 30,4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Указанная квартира была приобретена в собственность Милославского городского поселения в соответствии с муниципальным контрактом N от 09.06.2015 года приобретения жилых помещений (квартир) в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы на территории муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области (участие в долевом строительстве), а также на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 13.11.2015г. N и Акта приема-передачи жилого - помещения (квартиры) от 18.11.2015 года. Право собственности было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.2015 года была сделана запись регистрации N.
Данная квартира должна была быть предоставлена гражданам, включенным в список лиц, подлежащим переселению из аварийного жилого дома, расположенного по адресу : "адрес", которые в этом аварийном доме проживали.
Из сведений, представленных администрацией Милославского городского поселения в конце 2015 года в Министерство строительного комплекса Рязанской области, следовало, что квартира, расположенная во вновь построенном жилом доме, по адресу: "адрес", предоставлена Астаховой Т.Я. в соответствии с распоряжением N от 09.12.2015 года и договором социального найма N от 09.12.2015 года.
В действительности, Астаховой Т.Я. квартира в рамках переселения из аварийного жилья предоставлена не была, а была передана Тульцовой Е. М, проживавшей по адресу: р. "адрес", как лицу, стоящему в очереди на улучшение жилищный условий, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Распоряжения администрации Милославского городского поселения от 07.12.2015 года N. Так же 07.12.2015 года был заключен Договор N социального найма жилого помещения.
Законных оснований для того, чтобы предоставить Тульцовой Е.М. квартиру, находящуюся в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма у администрации Милославского городского поселения не было, так как Тульцова Е.М. стояла в очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку в квартире "адрес" было зарегистрировано 5 человек, и она являлась обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Но на момент предоставления ответчику квартиры по договору социального найма от 07.12.2015 года, по адресу: "адрес", в квартире по адресу: р. "адрес" были зарегистрированы 4 человека.
Кроме того, гражданин должен быть малоимущим.
10 марта 2016 года администрацией муниципального образования - Милославское городское поселение с Тульцовой Е.М. был заключен Договор N безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, по которому ответчик приобрела в частную собственность в порядке приватизации квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу: р. "адрес". Переход права собственности 22.03.2016 года был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В Едином государственном реестре недвижимости была сделана запись регистрации N.
28 февраля 2018 года Скопинским межрайонным следственным отделом в отношении специалиста администрации Милославского городского поселения Ответчиковой Л.И. (матери ответчика Тульцовой Е.М.) было возбуждено уголовное дело N по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
В ходе следственных действий были изъяты все документы, касающиеся муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы на территории муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области", а также документы, касающиеся постановки граждан на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, договоры предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В адрес и.о. главы администрации МО - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области 30.07.2018 года руководителем Скопинского межрайонного следственного отдела было направлено Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), в котором было предложено рассмотреть данное представление и отменить, в числе прочих, Распоряжение N от 07.12.2015 года, в соответствии с которым было принято решение предоставить Тульцовой Е.М. квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу: р. "адрес", и принять меры, направленные на возвращение, в том числе, указанной квартиры в собственность муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области.
19 октября 2018 года администрацией Милославского городского поселения было принято Распоряжение N об отмене Распоряжения администрации Милославского городского поселения N от 07.12.2015 года.
Поскольку, спорное жилое помещение было предоставлено ответчику с нарушением действующего законодательства, вышеуказанные сделки (Договор социального найма жилого помещения N от 07.12.2015 года и Договор передачи жилого помещения в собственность граждан N от 10.03.2016 года) по выбытию имущества из муниципальной собственности являются недействительными.
Так как со стороны администрации Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области имели место нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, в силу которых оснований для договора социального найма с Тульцовой Е.М. не имелось, а также было допущено нарушение требований Адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от J6.05.20013 года N, выразившиеся в непредоставлении жилого помещения гр. Астаховой Т.Я, подлежащей переселению из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", истец просил суд: признать недействительным договор социального найма жилого помещения N от 07.12.2015 год, заключенный между администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Е.М.; признать недействительным Договор передачи жилого помещения в собственность граждан N от 10.03.2016 года, заключенный между администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Е.М.; прекратить зарегистрированное право собственности на квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес", за Тульцовой Е. М.; истребовать жилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: р. "адрес", из незаконного владения Тульцовой Е.М. с возвращением квартиры в собственность муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области.
Тульцова Е.М. обратилась к муниципальному образованию - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области со встречным иском о признании незаконным Распоряжения и.о. главы администрации муниципального образования Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области N 22 от 19.10.2018 года об отмене Распоряжения администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области N от 07.12.2015 года, указывая в обоснование своего иска на то, что данным распоряжением нарушены ее права и законные интересы, распоряжение вынесено незаконно и неуполномоченным лицом.
Определением суда от 13 февраля 2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительного комплекса Рязанской области.
Определением районного суда от 21 мая 2019г. производство по встречному иску прекращено в связи с тем, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов Тульцовой Е.М, не создает для нее правовых последствий.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе муниципальное образование - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда о пропуске срока исковой давности обстоятельствам дела.
В письменных возражениях Тульцова Е.М. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции Тульцова Е.М, третьи лица - Астахова Т.Я. и представитель Министерства строительного комплекса Рязанской области не явились, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили. В письменном заявлении Тульцова Е.М. просит судебные заседания по рассмотрению указанной апелляционной жалобы проводить без ее участия. На основании ч.3 и ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие названных лиц, участвующих в деле.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Рязанской области N 115 от 06.05.2013г. утверждена адресная программа Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017г.г, которая была сформирована и действовала в соответствии со ст.16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007г. N 185-ФЗ.
В рамках исполнения данной программы администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области осуществлялось переселение жителей дома N 1 по ул.Школьная р.п.Милославское Рязанской области, признанного аварийным согласно акту обследования жилого помещения N от 04.10.2006г.
Финансирование программы осуществлялось за счет федерального, областного и местного бюджетов.
По представленным администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области в Министерство строительного комплекса сведениям, в указанном жилом доме, являющемся муниципальной собственностью было занято гражданами 10 квартир из 17, которые подлежали переселению. В списке проживающих и подлежащих переселению, кроме прочих граждан, была указана Астахова Т.Я.
20.12.2013г. Астахова Т.Я. в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" получила социальную поддержку в виде оплаты приобретенного ей в собственность жилого помещения, и 28.12.2013г. была выписана из аварийного жилья.
На основании муниципального контракта N "Приобретение жилых помещений (квартир) в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года на территории муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области" от 10 июня 2015г. администрацией муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области у ООО "Межхозяйственная Строительная Организация" были приобретены квартиры в строящемся доме "адрес".
13.11.2015г. администрация муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес".
Согласно акту приема-передачи жилого помещения (квартиры) от 18.11.2015г. ООО "Межхозяйственная Строительная Организация" передала администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области квартиру "адрес".
В целях контроля за реализацией программы и переселением жителей в конце 2015г. в Министерство строительного комплекса Рязанской области администрацией Милославского городского поселения были направлены копии договоров социального найма на предоставленное по программе жилье.
Так, согласно распоряжению муниципальной администрации N от 09.12.2015г. и договора социального найма N от 09.12.2015г. Астаховой Т.Я. было предоставлено благоустроенное жилое помещение по адресу: "адрес", приобретенное в рамках программы переселения граждан из аварийного жилого фонда.
Астахова Т.Я. была исключена администрацией из программы переселения в начале 2014г.
В действительности, вышеуказанная квартира была передана Тульцовой Е.М.
27.03.2014г. от Тульцовой Е.М. в администрацию поступило заявление о постановке ее на очередь на улучшение жилищных условий в связи с тем, что ее учетная норма жилья составляет менее 13 кв.м на человека.
Согласно справкам главы Милославского городского поселения ФИО9 от 20.03.2014г. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 43,5 кв.м, зарегистрированы 5 человек: Тульцова Е.М, ее дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее отец ФИО11, ее мать Ответчикова Л.И, ее брат ФИО12
Аналогичная информация содержится в выписке из домовой книги.
Распоряжением главы Милославского городского поселения ФИО9 N от 03.04.2014г. Тульцова Е.М. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и поставлена на учет и зарегистрирована за N в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма Милославского городского поселения.
Распоряжением главы муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9 от 24.11.2015г. N Тульцовой Е.М. предоставлена квартира по адресу: "адрес", общей площадью 30,4 кв.м.
24.11.2015г. составлен договор N социального найма жилого помещения между администрацией муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Е.М.
Распоряжением N от 25.11.2015г. главы Милославского городского поселения ФИО9 Тульцова Е.М. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с получением муниципального жилья по договору социального найма.
Согласно отметок в паспорте Тульцовой Е.М. и свидетельства о регистрации по месту жительства Тульцова Е.М. и ее дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрировались 4 декабря 2015г. по адресу: "адрес", р. "адрес", и снялись с регистрационного учета по указанному адресу 13.03.2017г, вновь зарегистрировавшись по адресу: р. "адрес".
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Тульцова Е.М. в настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес" 16.02.2018г. по 16.02.2023г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.12.2015г. за муниципальным образованием - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области зарегистрировано право собственности на квартиру площадью 30,4 кв.м по адресу: "адрес". Основанием регистрации послужили: муниципальный контракт N от 10.06.2015г, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданного администрацией муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области 13.11.2015г, акт приема-передачи жилого помещения (квартиры) от 18.11.2015г.
На основании распоряжения N от 07.12.2015г, подписанного главой муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9, Тульцовой Е.М. предоставлена кв. "адрес", общей площадью 30,4 кв.м.
07.12.2015г. между администрацией муниципального образования и Тульцовой Е.М. заключен договор социального найма жилого помещения.
В тот же день составлен акт приема-передачи жилого помещения.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 10.03.2016г. N, выданной главой муниципального образования - Милославского городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области квартира по адресу: "адрес", общая площадь - 30,4 кв.м, кадастровый N в Администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области зарегистрирована по праву муниципальной собственности. Дата приема в муниципальную собственность - 30.10.2009г.
10.03.2016г. от Тульцовой Е.М. поступило заявление о передаче ей в порядке приватизации в собственность квартиры, расположенной по адресу: "адрес", р. "адрес", подписанное ФИО9.
Распоряжением главы муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9 от 10.03.2016г. N передана в частную собственность Тульцовой Е.М. жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью 30,4 кв.м, по адресу: "адрес".
В тот же день - 10.03.2016г. между администрацией и Тульцовой Е.М. составлен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан - квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Тульцовой Е.М. 22.03.2016г.
Согласно справке МКП "ЖКХ "Милославское" лицевой счет N по адресу: "адрес", открыт с 1 января 2016г.; начислений по указанному адресу за оказанные коммунальные услуги нет.
30.07.2018г. и.о. главы администрации МО Милославского городского поселения Рязанской области заместителем руководителя Скопинского межрайонного следственного отдела направлено представление об отмене среди прочих распоряжения N от 07.12.2015г, подписанное главой администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9 о предоставлении квартиры Тульцовой Е.М, и принятии мер, направленных на возвращение квартир, в том числе по адресу: "адрес".
19.10.2018г. распоряжением и.о. главы администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области N отменено распоряжения администрации муниципального образования - Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области N от 07.12.2015г. и постановлено принять меры, направленные на возвращение квартиры по адресу: "адрес" в собственность администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области.
В рамках расследования по уголовному делу, в том числе, в отношении Ответчиковой Л.И. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, по факту мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, заключением эксперта ФБУ Рязанская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 20.03.2018г. сделаны выводы о том, что подписи, расположенные в распоряжении N от 25.11.2015г. о снятии с учета Тульцовой Е.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, распоряжении N от 03.04.2014г. о признании Тульцовой Е.М. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжении N от 10.03.2016г. о передаче Тульцовой Е.М. в частную собственность квартиры, распоряжении N от 24.11.2015г. о предоставлении Тульцовой Е.М. квартиры, распоряжении N от 07.02.2015г. о предоставлении Тульцовой Е.М. квартиры, заявлении на приватизацию от 10.03.2016г, договоре N безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 10.03.2016г, акте приема-передачи жилого помещения от 07.12.2015г, договоре N социального найма жилого помещения от 07.12.2015г. - выполнены одним лицом - самим ФИО9
Заключением эксперта ФБУ Рязанская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 02.04.2018г. сделаны выводы о том, что рукописные тексты, расположенные в заявлении о постановке на очередь на улучшение жилищных условий от 27.03.2014г, заявлении на приватизацию от 10.03.2016г, и краткая запись в договоре N безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 10.03.20016г. - выполнены не Тульцовой Е.М, а другим лицом - Ответчиковой Л.И.; подписи от имени Тульцовой Е.М, расположенные в: заявлении о постановке на очередь на улучшение жилищных условий от 27.03.2014г, заявлении на приватизацию от 10.03.2016г, договоре N безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 10.03.2016г, акте приема-передачи жилого помещения от 07.12.2015г, договоре N социального найма жилого помещения от 07.12.2015г. - выполнены не Тульцовой Е.М, а другим лицом - Ответчиковой Л.И.
Заключением эксперта от 26.11.2018г. сделаны выводы, что подпись от имени главы муниципального образования Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9, расположенная, в том числе, в распоряжении от 09.12.2015г. р.п Милославское N (на основании заявления Астаховой Т.Я.) - выполнена не ФИО9, а другим лицом; подписи от имени ФИО9 выполнены не ФИО13, не ФИО14, не ФИО15; ответить на вопрос, Ответчиковой Л.И. или другим лицом (лицами) выполнены подписи от имени ФИО9 не представляется возможным по причинам, изложенным в исследовательской части заключения.
Заключением эксперта от 22.11.2018г. сделаны выводы, что подпись от имени главы муниципального образования Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области Петрушина И.А, изображение которой расположено в графе "Наймодатель" и подписи, расположенные на 8-ой стр, в том числе электрографической копии договора N социального найма жилого помещения от 09.12.2015г, - выполнены не самим ФИО9, а другим одним лицом с подражанием его подлинной подписям (подписи); подписи выполнены не ФИО13, не ФИО14, не ФИО15, а другим лицом; ответить на вопрос, выполнены ли эти подписи Ответчиковой Л.И. не представляется возможным по причинам, изложенным в п.1 исследовательской части заключения; подпись от имени Астаховой Т.Я, изображение которой расположено в графе "Наниматели" электрографической копии договора N социального найма жилого помещения от 09.12.2015г. - выполнена, вероятнее всего, не Астаховой Т.Я, а другим лицом, ответить на вопрос в категорической форме не представляется возможным по причинам, изложенным в п.2Б исследовательской части заключения.
Постановлением от 5 декабря 2018г. заместителя руководителя Скопинского межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета РФ по Рязанской области ФИО16 уголовное дело, возбужденное 28.02.2018г. в отношении Ответчиковой Л.И. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ по факту мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения прекращено за недоказанностью.
В суде первой инстанции Тульцова Е.М. и ее представитель Ответчикова Л.И. пояснили, что все заявления и договора социального найма и приватизации от имени Тульцовой Е.М. подписывала Ответчикова Л.И.
Отказывая в удовлетворении иска МО - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области, суд первой инстанции исходил из установления факта пропуска истцом срока исковой давности, который суд исчислил с 24.11.2015г. - даты составления первого договора социального найма, при этом принял во внимание выписку из реестра муниципальной собственности от 10 марта 2016 года N (л.д.170 том 1), подписанную главой муниципального образования ФИО9, согласно которой датой приема в муниципальную собственность значится 30.10.2009 года, на основании Постановления Правительства Рязанской области от 24.09.2008г, N "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области", согласно Выписки из реестра муниципальной собственности от 10 марта 2016 года N (л.д.170 том 1), Акта приема-передачи имущества N от 30.10.2009г.
Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии признаков незаконности передачи в собственность Тульцовой Е.М. спорного жилого помещения, поскольку все обстоятельства передачи спорной квартиры "адрес" - администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области были известны.
Судебная коллегия по гражданским делам находит указанные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
В силу разъяснений в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Согласно положениям п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Положения п.2 той же статьи предусматривают, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 9 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г, если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 6, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По смыслу статьи 201 ГК РФ, переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По настоящему делу усматривается, что право муниципальной собственности на спорную квартиру за администрацией муниципального образования зарегистрировано 07.12.2015г.
Согласно п.4а и п.5а договора социального найма N от 24.11.2015г, копия которого имеется в материалах дела, наниматель обязан принять, а наймодатель - передать в 10-дневный срок со дня подписания договора пригодное для проживания жилое помещение.
Согласно п.4а и п.5а договора социального найма N от 07.12.2015г, копия которого также имеется в материалах дела, наниматель обязан принять, а наймодатель - предать по акту в 10-дневный срок со дня подписания договора пригодное для проживания жилое помещение.
На имеющейся в материалах дела копии акта приема-передачи жилого помещения, не оспоренной сторонами, стоит дата 07.12.2015г.
Из объяснений сторон в суде первой инстанции усматривается, что акта приема-передачи от 24.11.2015г. по договору социального найма от 24.11.2015г. не подписывалось.
Кроме того, Тульцова Е.М. не подписывала указанные документы. Полномочий на их подписание у ее матери Ответчиковой Л.И. не имелось.
Из справки обслуживающей организации - МКП "ЖКХ "Милославское" от 18.04.2019г. N (л.д.91 т.2) следует, что лицевой счет на спорную квартиру открыт ДД.ММ.ГГГГг. и никаких начислений за оказанные коммунальные услуги не имеется.
Исполнение указанной сделки - договора социального найма, исходя из ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации и текста самого договора социального найма, начинается с момента передачи жилого помещения во владение и в пользование для проживания в нем.
С учетом указанных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о начале течение срока исковой давности с 24.11.2015г. является не состоятельным.
Тот факт, что ответчик Тульцова Е.М. была зарегистрирована в спорной квартире с 04.12.2015г. не подтверждает факта начала исполнения договора социального найма с 24.11.2015г, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно акту приема-передачи спорной квартиры от 07.12.2015г. дата передачи квартиры именно 07.12.2015г.
Ссылка суда первой инстанции на выписку из реестра муниципальной собственности от 10 марта 2016 года N (л.д.170 том 1), согласно которой датой приема в муниципальную собственность значится 30.10.2009 года, на основании Постановления Правительства Рязанской области от 24.09.2008г, N "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области", согласно Выписки из реестра муниципальной собственности от 10 марта 2016 года N (л.д.170 том 1), Акта приема-передачи имущества N от 30.10.2009г, - является не состоятельной, поскольку указанная выписка, подписанная главой муниципального образования ФИО9, противоречит муниципальному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ приобретения жилых помещений (квартир) в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы на территории муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области (участие в долевом строительстве), на основании которого спорная квартира была приобретена администрацией муниципального образования, а также разрешению на ввод объекта в эксплуатацию - жилого дома "адрес", выданного администрацией муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 13.11.2015г. N, и акту приема-передачи квартиры N 3 указанного жилого дома, подписанного между ООО "Межхозяйственная Строительная Организация" и муниципальной администрацией от 18.11.2015г.
Таким образом, с момента начала исполнения договора социального найма с Тульцовой Е.М. в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", на момент подачи иска - 07.12.2018г. трехлетний срок не истек.
Незаконным является и вывод суда об отсутствии признаков незаконности передачи квартиры Тульцовой Е.М.
В соответствии с п.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п.2 ст.52 ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (п.3 ст.52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (п.4 ст.52 ЖК РФ).
Решением Совета депутатов муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. N на территории муниципального образования установлена учетная норма при постановке на учет по улучшению жилищных условий в размере 13 кв.м общей площади на каждого члена семьи, утверждено Положение о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п.1.1 указанного Положения малоимущие граждане - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Милославского городского поселения Милославского муниципального района, а также иностранные граждане, если предоставление жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено международным договором, нуждающиеся в жилом помещении, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), и стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определенные в порядке, установленном законом Рязанской области, дают право на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма.
Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением главы администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9 N от 15.04.2010г. утвержден состав комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. В состав этой комиссии вошла Ответчикова Л.И. (мама Тульцовой Е.М. - ответчика по настоящему делу).
Постановлением главы администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области ФИО9 от 26 ноября 2014г. N в утвержденный состав комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях также вошла Ответчикова Л.И.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 26.10.2017г. у Ответчиковой Л.И. имелись в собственности следующие объекты недвижимости:
нежилое здание площадью 108 кв.м по адресу: "адрес", дата государственной регистрации - 09.04.2012г,
жилое помещение площадью 29 кв.м по адресу: "адрес", дата регистрации - 12.04.2013г,
нежилое здание площадью 23 кв.м по адресу: "адрес", дата регистрации - 09.04.2012г,
жилой дом площадью 28,4 кв.м по адресу: "адрес", дата регистрации - 26.09.2011г,
земельный участок для размещения гаража площадью 23 кв.м по адресу: "адрес", дата регистрации - 02.07.2012г,
земельный участок площадью 1660 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "адрес", дата регистрации - 31.07.2013г,
земельный участок для размещения гаража площадью 108 кв.м по адресу: "адрес", дата регистрации - 02.07.2012г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 26.10.2017г. ФИО11 на праве собственности имеет земельный участок площадью 57 кв.м для размещения гаража по адресу: "адрес", дата государственной регистрации - 29.01.2015г, и нежилое здание площадью 57 кв.м по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом примерно в 42м ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 26.10.2017г. ФИО12 имеет на праве собственности жилое помещение площадью 60,5 кв.м по адресу: "адрес", дата государственной регистрации - 15.12.2014г, основание государственной регистрации: соглашение об уступке прав требования по договору (договор о передаче прав и обязанностей от 25.12.2011г, дата регистрации 14.02.2012г.), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.04.2013г, передаточный акт от 25.12.2013г.
Как усматривается из материалов дела, с заявлением о принятии на учет ответчик Тульцова Е.М. не обращалась. От ее имени заявление было подано и подписано ее матерью - Ответчиковой Л.И. (на тот момент являющейся работником администрации муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области, входящей в состав лиц, решающих вопросы предоставления жилья).
На момент подачи такого заявления Тульцова Е.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась, поскольку на всех, зарегистрированных по адресу: "адрес", - Тульцову Е.М, ее дочь ФИО10, ее отца ФИО11, ее мать Ответчикову Л.И, ее брата ФИО12, приходилось жилой площади в общем размере 100,9 кв.м, то есть по 20,18 кв.м, что превышает учетную норму при постановке на учет по улучшению жилищных условий в размере 13 кв.м общей площади на каждого члена семьи, установленную в р.п. Милославское.
Решения о признании Тульцовой Е.М. малоимущей не выносилось.
Квартира, предоставленная Тульцовой Е.М, не могла быть ей распределена, поскольку приобреталась в рамках реализации адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года на территории муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области".
Таким образом, предоставление Тульцовой Е.М. квартиры, расположенной по адресу: "адрес", по договору социального найма, как лицу нуждающемуся в улучшении жилищных условий, является незаконным.
Согласно разъяснениям в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" с требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п.2 ст.10 ГК РФ, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с п.3 той же статьи, в случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 08.06.2004г. N 226-О понятия "основы правопорядка" и "нравственность", как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений. Статья 169 ГК Российской Федерации указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности. Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму Гражданского кодекса Российской Федерации, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий.
Положения ч.1 ст.7 Конституции РФ предусматривают, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно положениям ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено материалами дела, ответчик Тульцова Е.М. не относится к категории малоимущих и нуждающихся в жилище.
Спорное жилое помещение, которое она приобрела, было построено в рамках программы переселения из аварийного и ветхого жилья, и не подлежало перераспределению очередникам, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий на общих основаниях.
Действия, совершенные без надлежащих полномочий от имени ответчика Тульцовой Е.М. ее матерью Ответчиковой Л.И, являвшейся на тот момент сотрудником муниципальной администрации, входящей в состав комиссии, решающей вопросы обеспечения граждан, проживающих "адрес", муниципальным жильем, не могут быть признаны добросовестными, поскольку они направлены на получение незаконным путем жилья, предоставляемого государством бесплатно отдельной категории граждан с целью обеспечения их достойной жизни.
Ссылка суда первой инстанции на прецедентную позицию Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении от 06.12.2011г. "Дело "Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации" (жалоба N 7097/10), по которому обжаловалось лишение судом указанной заявительницы права собственности на квартиру и последующее выселение из квартиры, добросовестным покупателем которой она является, и было установлено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции, является необоснованной, поскольку по указанному делу Европейским Судом было установлено отсутствие со стороны заявителя Гладышевой С.М. какой-либо недобросовестности или незаконного поведения.
В то же время по настоящему делу, имеющиеся в нем материалы, не свидетельствуют о законности действий и добросовестности со стороны ответчика.
Принимая во внимание, что Тульцовой Е.М. квартира "адрес" была предоставлена по договору социального найма в результате незаконных действий сотрудников администрации муниципального образования, в том числе ее матери - Ответчиковой Л.И, договор социального найма жилого помещения N от 07.12.2015г, является недействительным.
В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку договор социального найма жилого помещения N от 07.12.2015г. является недействительным, недействительна и сделка по передаче спорной квартиры Тульцовой Е.М. в собственность, и на нее должна быть возложена обязанность по возврату полученного имущества - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", - муниципальному образованию - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области, а зарегистрированное за ней право собственности на указанную квартиру подлежит прекращению.
Вместе с тем, требования истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст.301 ГК РФ) являются излишне заявленными, поскольку виндикационный иск, т.е. истребование имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), является требованием не владеющего вещью собственника к владеющему несобственнику о возврате ему вещи. Согласно материалам дела истец собственником спорного имущества в настоящий момент не является.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено нарушение норм материального права, что в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда, решение суда подлежит отмене с вынесением нового.
С учетом этого, в соответствии с ч.3 ст.98 и ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования подлежит взысканию госпошлина, от оплаты которой истец был освобожден, в размере, рассчитанном в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, - в сумме 7567 руб. 38 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Рязани от21 мая 2019 года отменить и вынести новое решение.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения N от 07.12.2015г, заключенный между администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Еленой Михайловной.
Признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан N от 10.03.2016г, заключенный между администрацией Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области и Тульцовой Еленой Михайловной.
Прекратить зарегистрированное право собственности на квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес", за Тульцовой Еленой Михайловной.
Передать жилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", в собственность муниципального образования - Милославского городского поселения Милославского муниципального района Рязанской области.
Взыскать с Тульцовой Елены Михайловны в доход муниципального бюджета муниципального образования - Милославское городское поселение Милославского муниципального района Рязанской области госпошлину в размере 7567 руб. 38 коп.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.