Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО14,
судей ФИО19 и ФИО13,
при секретаре ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО7 ФИО5, ФИО1, ФИО2- ФИО21 ФИО3 ФИО20, ФИО4 ФИО26 на неправомерные действия Министерства внутренних дел по "адрес", выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по апелляционной жалобе административных истцов на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО13, судебная коллегия
установила:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ УВМ МВД по "адрес" в продлении им статуса вынужденных переселенцев.
В обоснование требований административные истцы указали, что они по линии миграционной службы зарегистрированы в статусе вынужденных переселенцев из РСО-Алания и ежегодно, до 2000 года проходили перерегистрацию.
С 2000 года статус вынужденных переселенцев им не продлевался по вине работников миграционной службе.
Решением Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований административных истцов отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить и вынести по делу новое решение о продлении им статуса вынужденного переселенца на один год.
Административные истцы ФИО22. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца ФИО23 его представителя ФИО7 ФИО24 поддержавших доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МВД по РИ ФИО12, просившей решение суда оставить в силе, судебная коллегия приходит к следующему.
Экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 2).
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации (пункт 4).
В силу п. 5 названной статьи срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Подпункт 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п.4 ст. 5 этого же Закона.
Таким образом, приведенные нормы закона, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, закрепляют временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств, и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления повышенной государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.
Как установлено судом, административные истцы являются вынужденными переселенцами из РСО-Алания, срок действия статуса которых в последний раз продлевался до 2000 г.
Письмом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, административные истцы уведомлены, что статус вынужденных переселенцев они утратили в связи с оказанием государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на восстановление их домовладения по адресу: РСО-Алания, "адрес", в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу приведенных норм действующего законодательства, получение вынужденными переселенцами денежной компенсации, недвижимого имущества и других выплат по возмещению причиненного ущерба, является основанием для отказа им в продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку возмещением ущерба устраняются обстоятельства, препятствующие их жилищному обустройству.
Таким образом, суд первой инстанции, принимая во внимание, что административные истцы получили компенсации за потерю жилья и имущества, обоснованно пришел к выводу, что они не подлежат учету в статусе вынужденных переселенцев.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО7 ФИО5, ФИО1, ФИО2- ФИО25 на неправомерные действия Министерства внутренних дел по "адрес", выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.