Президиум Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Фаргиева И.А,
членов президиума Имиева М.Б. и Кориговой М.М,
при секретаре Муталиевой М.М,
с участием представителя Миннац Республики Ингушетия Хашиева М.А, истца и представителя Аушева М.Х. - Аушевой Ф.М, ее представителя Сапралиева А.А.
рассмотрел заявление судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Ингушетия о разъяснении исполнительного документа по гражданскому делу по заявлению Аушева Мухарбека Хаджибикаровича, Аушевой Розы Хизировны, Аушевой Фатимы Мухарбековны, Аушевой Зареты Мухарбековны, Аушевой Азы Мухарбековны и Аушева Рустама Мухарбековича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Кориговой М.М, президиум
установил:
решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г. удовлетворено заявление Аушева М.Х. и других об оспаривании действий УФМС России по Республике Ингушетия и Миннац Республики Ингушетия.
На УФМС России по Республике Ингушетия и Миннац Республики Ингушетия возложена обязанность включить Аушева М.Х, Аушеву Р.Х, Аушеву Ф.М, Аушеву З.М, Аушеву А.М, Аушева Р.М, а также несовершеннолетних Мальсагова ФИО22, в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. и восстановить их в сводных списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2014 г.
На Миннац Республики Ингушетия возложена обязанность выдать Аушеву М.Х, Аушевой Р.Х, Аушевой Ф.М, Аушевой З.М, Аушевой А.М, Аушеву Р.М, а также несовершеннолетним ФИО23 государственный жилищный сертификат.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 сентября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
На основании указанного судебного решения постановлением судебного пристава - исполнителя ГОСП по г. Назрань Озиева И.А. от 13 ноября 2014 г. возбуждено исполнительное производство N 78474/14/06017-ИП.
8 октября 2018 г. судебный пристав - исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Ингушетия обратился в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, ссылаясь на то, что при выдаче семье Аушева М.Х. государственного жилищного сертификата Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия произведен вычет площади жилого дома, принадлежавшего Аушевой А.М.
Определением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 6 ноября 2018 г. заявление судебного пристава - исполнителя удовлетворено. Судом дано разъяснение о том, что выдача семье Аушева М.Х. государственного жилищного сертификата от 19 сентября 2018 г. для приобретения жилого помещения на 92,8 кв. м не свидетельствует об исполнении в полном объеме решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 февраля 2019 г. определение суда первой инстанции от 6 ноября 2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Миннац Республики Ингушетия просит отменить определение суда первой инстанции от 6 ноября 2018 г. и апелляционное определение от 21 февраля 2019 г, считая их незаконными.
Определением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 июля 2019 г. кассационная жалоба передана с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Ингушетия.
Истцы Аушев М.Х, Аушева Р.Х, Аушева З.М, Аушева А.М, Аушев Р.М, представитель МВД по Республике Ингушетия, судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки. Президиум, руководствуясь ст. 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Миннац Республики Ингушетия Хашиева М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, истца и представителя Аушева М.Х. - Аушеву Ф.М, ее представителя Сапралиева А.А, просивших оставить оспариваемые судебные постановления без изменения, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход гражданского дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела такого рода существенные нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г. удовлетворено заявление Аушева М.Х. и других об оспаривании действий УФМС России по Республике Ингушетия и Миннац Республики Ингушетия.
На УФМС России по Республике Ингушетия и Миннац Республики Ингушетия возложена обязанность включить Аушева М.Х, Аушеву Р.Х, Аушеву Ф.М, Аушеву З.М, Аушеву А.М, Аушева Р.М, а также несовершеннолетних Мальсагова ФИО24, в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. и восстановить их в сводных списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2014 г.
На Миннац Республики Ингушетия возложена обязанность выдать Аушеву М.Х, Аушевой Р.Х, Аушевой Ф.М, Аушевой З.М, Аушевой А.М, Аушеву Р.М, а также несовершеннолетним ФИО25 государственный жилищный сертификат.
На основании указанного судебного решения постановлением судебного пристава - исполнителя ГОСП по г. Назрань Озиева И.А. от 13 ноября 2014 г. возбуждено исполнительное производство N 78474/14/06017-ИП.
8 октября 2018 г. судебный пристав - исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Ингушетия обратился в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, ссылаясь на то, что при выдаче семье Аушева М.Х. государственного жилищного сертификата Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия произведен вычет площади жилого дома, принадлежавшего Аушевой А.М.
Удовлетворяя заявление о разъяснении исполнительного документа, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст. 433 ГПК РФ, при этом полагал, что решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г. в полном объеме не исполнено, поскольку площадь, указанная в государственном жилищном сертификате, не соответствует нормативу предоставления общей площади жилого помещения.
Согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В силу п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае совершения членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в пп. "ж" п. 5 настоящих Правил (вынужденные переселенцы), действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Как видно из материалов дела, решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г. на Миннац Республики Ингушетия была возложена обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата Аушеву М.Х, Аушевой Р.Х, Аушевой Ф.М, Аушевой З.М, Аушевой А.М, Аушеву Р.М, а также несовершеннолетним ФИО26 (всего 10 человек).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной 15 сентября 2018 г. Управлением Росреестра по Республике Ингушетия, Аушева Ф.М. на основании договора купли-продажи от 5 августа 2015 г. приобрела жилой дом общей площадью 87,2 кв. м, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, "адрес". Государственная регистрация права собственности произведена 14 августа 2015 г, государственная регистрация прекращения права собственности - 17 февраля 2016 г.
19 сентября 2018 г. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия Аушеву М.Х. и всем членам его семьи выдан жилищный сертификат исходя из норматива общей площади жилого помещения - 92,8 кв. м на сумму 3 967 478 руб.
При выдаче сертификата произведен вычет площади жилого помещения, принадлежавшего Аушевой А.М. в период с 14 августа 2015 г. по 17 февраля 2016 г.
Признавая решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г. исполненным не в полном объеме ввиду предоставления семье Аушева М.Х. жилищного сертификата за минусом размера площади жилого помещения, отчужденного Аушевой А.М, суд не принял во внимание, что Аушева А.М, прекратив право собственности на жилое помещение площадью 87,2 кв. м, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия с целью получения социальной выплаты на приобретение жилья, что в силу п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов является основанием для уменьшения норматива общей площади жилого помещения при расчете размера социальной выплаты.
В силу ч. 1 ст. 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Из смысла приведенной нормы закона следует, что разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является способом устранения недостатков судебного постановления и производится в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения и заключается в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, которые подлежат принудительному исполнению.
С учетом изложенного президиум считает, что определение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 6 ноября 2018 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 февраля 2019 г. подлежат отмене. При этом, учитывая, что по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, однако судами допущена ошибка в применении норм материального права, президиум полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя, разъяснив, что исполнительный документ исполнен в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 386-388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
определение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 6 ноября 2018 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 февраля 2019 г. по гражданскому делу по заявлению Аушева Мухарбека Хаджибикаровича, Аушевой Розы Хизировны, Аушевой Фатимы Мухарбековны, Аушевой Зареты Мухарбековны, Аушевой Азы Мухарбековны и Аушева Рустама Мухарбековича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия отменить.
Заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Ингушетия о разъяснении исполнительного документа удовлетворить.
Разъяснить, что выдача Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия Аушеву Мухарбеку Хаджибикаровичу и членам его семьи государственного жилищного сертификата от 19 сентября 2018 г. N 118811 для приобретения жилого помещения на 92,8 кв. м свидетельствует об исполнении в полном объеме решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2014 г. по гражданскому делу по заявлению Аушева Мухарбека Хаджибикаровича, Аушевой Розы Хизировны, Аушевой Фатимы Мухарбековны, Аушевой Зареты Мухарбековны, Аушевой Азы Мухарбековны и Аушева Рустама Мухарбековича об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия
Председательствующий И.А. Фаргиев
С подлинного за надлежащей подписью
Копия верна:
Председатель
Верховного Суда
Республики Ингушетия И.А. Фаргиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.