Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
судей ФИО1. и ФИО1
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управления отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" (далее - УОПФР по РД в "адрес") на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от "дата" по иску ФИО1 к государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ГУ - ОПФР по РД) об обязании произвести определение размера его трудовой пенсии в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; о взыскании невыплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Сергокалинский районный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ГУ - ОПФР по РД:
об обязании ГУ - ОПФР по РД произвести определение расчетного размера его трудовой пенсии в порядке, установленном законодательством "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть исходя из общего стажа его работы и его среднемесячной заработной платы за "дата" годы с применением порядка, установленного п. 6 ст. 30;
о взыскании с ГУ - ОПФР по РД в го пользу невыплаченной пенсии за период с "дата" по "дата" в сумме ".".
В обоснование искового заявления указал, что в декабре месяце 2016 года он обнаружил, что пенсионным органом ущемлены его конституционные права при оценке его пенсионных прав. При оценке его пенсионных прав на "дата" в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) исчисление расчетного размера трудовой пенсии произведено по невыгодной ему формуле. Не учтено его желание на исчисление устанавливаемой пенсии с учетом размера его среднемесячной зарплаты. Для него выгодным вариантом является порядок, установленный п. 6 ст. 30.
Учитывая эту выгодность, он обратился в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете его пенсии. Пенсионный фонд отказывает в перерасчете пенсии, мотивируя тем, что норма п. 6 ст. 30 применяется по отношению к пенсионерам, ушедшим на пенсию до "дата". Выводы Пенсионного фонда не соответствуют норме п. 2 ст. 30 Закон о трудовых пенсиях, который не ставит двух пенсионеров одного статуса в разные условия пенсионного обеспечения.
Пенсионный фонд необоснованно лишает его права определить расчетный размер трудовой пенсии в порядке, установленном п. 6 ст. 30.
Стаж его работы в календарном исчислении по состоянию на "дата" составляет 35 лет. Среднемесячная заработная плата за "дата" годы составляет 2 620 рублей. Расчетный размер его трудовой пенсии, исчисленный пенсионным фондом по состоянию на "дата" по п. 3 ст. 30, составляет 1 303 рубля 38 копеек (0,65 ? 1,2 ? 1 671). Расчетный размер его трудовой пенсии, исчисленный в порядке, установленном п. 6 ст. 30, составляет 1 703 рублей (0,65 ? 2 620). Таким образом, при оценке его пенсионных прав, расчетный размер трудовой пенсии исчислен по невыгодной ему формуле.
В результате по вине пенсионного фонда он недополучил с "дата" по "дата" "." рубля 4 копейки.
Решением Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Иск ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан об обязании ответчика произвести определение размера трудовой пенсии в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за "дата" годы; о взыскании с ответчика в его пользу невыплаченной пенсии за период с "дата" по "дата" в сумме "." удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан произвести определение трудовой пенсии ФИО1 в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за "дата" годы.
В остальной части в удовлетворении иска ФИО1 отказать".
Не согласившись с данным решением суда, ответчиком ГУ - ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от "дата" и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что программа по расчету пенсии настроена по действующему законодательству на момент выхода человека на пенсию. Закон предоставляет право выбора более выгодного варианта расчета размера пенсии. Во избежание человеческого фактора программа настроена так, что сама автоматически выбирает более выгодный для пенсионера вариант расчета размера пенсии. На момент выхода на пенсию истца, то есть на "дата" действовал Закон о трудовых пенсиях, вступивший в силу "дата".
Расчет пенсии истца произведен по п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях: РП = СК ? ЗР / ЗП ? СЗП, то есть ".", так как этот расчет пенсии является наиболее выгодным для истца.
Истец ссылается на п. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, но нормы данного пункта были введены в 2007 году на момент выхода истца на пенсию п. 6 ст. 30 не было. Пункт 2, который был применен в отношении истца на момент выхода на пенсию, стал по счету третьим и появился п. 6.
Закон обратной силы не имеет. В "дата" году п. 6 не было, а был аналогичный (шестому пункту) п. 4, по которому закон ставил ограничение в размере пенсии.
Соответственно расчет пенсии, произведенный пенсионным фондом на момент выхода на пенсию истца, то есть на "дата", был наиболее выгодным (верным), а п.6 Закона о трудовых пенсиях, на который так упорно ссылается истец, указан для лиц, которым по состоянию на "дата" установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет и, соответственно, никакого отношения к истцу не имеет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просил решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ - ОПФР по РД ФИО1 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить ее по основаниям, изложенным в жалобе; истец ФИО1 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из ответа ГУ - ОПФР по РД от "дата" N (л. д. 9 - 10), трудовая (страховая) пенсия истцу ФИО1 установлена "дата" в соответствии со ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, и рассчитана по п. 3 ст. 30 указанного закона с применением заработной платы за "дата" годы (24 месяца).
Истец ФИО1, оспаривая данное решение пенсионного органа, считает, что его право выбора выгодного варианта для определения расчетного размера трудовой пенсии на "дата" нарушено, так как он в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях желает воспользоваться вариантом согласно п. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности указанных доводов истца.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК ? ЗР / ЗП ? СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за "дата" годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР ? СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за "дата" годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 п. 1 ст. 27 и пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
В силу ч. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п. п. 3 или 4 ст. 30, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в пп. 5 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года.
Причем исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов, указанных в этом пункте, исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).
При исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное "." - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. пп. 1, 11 и 13 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Как указывалось выше, расчетный размер трудовой пенсии истца, исчисленный пенсионным органом по п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, составляет 1 304 рубля 38 копеек, то есть исчислен по более выгодному варианту, чем по п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, которым установлено ограничение (размер трудовой пенсии не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек).
Из разъяснений, изложенных в пп. 6 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, обратить внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Поскольку истец вышел на пенсию лишь "дата" и по состоянию на "дата" не являлся получателем пенсии, то п. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях для истца не применим.
Указанное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции, в связи с чем суд пришёл к ошибочному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО1 в части обязания ГУ - ОПФР по РД произвести ему определение трудовой пенсии в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
Решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от "дата" в части обязания государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан произвести определение трудовой пенсии ФИО1 в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за "дата" годы, отменить.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан об обязании государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан произвести определение трудовой пенсии ФИО1 в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за "дата" годы, отказать.
В остальной части решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.