Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО2,
судей ФИО2 и ФИО2
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" по исковому заявлению ФИО2 к Министерству внутренних дел по ФИО2 Дагестан (далее - МВД по РД) о признании незаконным решения комиссии о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий.
Заслушав доклад судьи ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО2 О.А. обратился в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением к МВД по РД:
о признании незаконным решения комиссии МВД по РД от "дата" N "Об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного ФИО2 и прекращении ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий";
об обязании МВД по РД восстановить действие удостоверения ветерана боевых действий, выданного ему;
о возобновлении ежемесячной денежной выплаты ему как ветерану боевых действий.
В обоснование искового заявления указал, что он проходил службу с "дата". В ноябре 2018 года он уволился со службы по выходу на пенсию по выслуге лет. За время прохождения службы с "дата" по "дата" он находился в составе группы оперативного управления МВД России в ФИО2 и выполнял обязанности в рамках борьбы с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чечни.
В "дата" года ему выдано удостоверение ветерана боевых действий и осуществлялись соответствующие денежные выплаты пенсионным фондом ежемесячно.
В "дата" года по причине прекращении начислений пенсий ветерана боевых действии он стал разбираться и в государственном учреждении - отделении пенсионного фонда Российской Федерации по ФИО2 Дагестан ему сообщили, что выплата прекращена на основании решения комиссии МВД по РД от "дата", которым его удостоверение признано недействительным.
Согласно приказу начальника УВД г. Махачкала полковника милиции ФИО2 N "О командировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкала в распоряжении оперативного штаба МВД РД по "адрес"" сотрудники ОБ ДПС при УВД г. Махачкала МВД РД были откомандированы для несения службы в зону вооруженного конфликта в ФИО2 и прилегающей к ней территории. Помимо других сотрудников в числе направленных состоял и он.
Факт несения службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте и непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории ФИО2 Республики утверждается справкой, выданной заместителем руководителя группы управления оперативного штаба в ФИО2 полковником милиции ФИО2.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО2 к МВД по РД о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий отказать".
Не согласившись с данным решением, истцом ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции полностью и принятии по делу нового решения об удовлетворения исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указаны те же доводы, что и в исковом заявлении, а также, что судом не были опрошены свидетели.
На заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО2 извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, но письменно ходатайствовал об отложении рассмотрении дела по семейным обстоятельствам, но в связи с тем, что доказательств уважительности причин не явки на "дата" им не представлено, в удовлетворении ходатайства судебной коллегией истцу отказано и дело рассмотрено в его отсутствие; представитель МВД по РД ФИО2 просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, определение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ)).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Конституцией Российской Федерации гарантировано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), регламентирующим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, направленных на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством, предусмотрено, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 3).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о ветеранах перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Закону о ветеранах.
Так, разделом III "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в "адрес" и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Пунктом 1 ст. 13 Закона о ветеранах предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) предоставление жилых помещений; 4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
К числу мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, предусмотренных ст. 16 Закона о ветеранах, среди прочих, относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное пп. 3 п. 1 ст. 23.1 Закона о ветеранах.
В соответствии со ст. 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (далее - Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий) предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Закона о ветеранах, является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки (п. 1); выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (п. 2).
Так, во исполнение п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий приказом МВД России от 07 мая 2004 года N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в пп. пп. 1 - 6 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах; удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел (пп. 2.2 п. 2).
В п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России приведен перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится.
Таким образом, из анализа вышеизложенных норм в их совокупности следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Как следует из содержания п. п. 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том числе, центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по РД, в силу приведенных выше правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о Министерстве внутренних дел по Республике Дагестан, утвержденным приказом МВД России от 26 июля 2017 года N 532 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Дагестан", действовавшим на момент возникновения спорных отношений, предусмотрено, что МВД по РД осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (пп. 60 п.13); МВД по РД в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности (пп. 11 п. 14).
Приказом МВД по РД от 10 августа 2018 года N 1085 в целях практической реализации норм Закона ветеранах, постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 07 мая 2004 года N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", утверждено Положение о комиссии МВД по РД по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, к основным задачам отнесено, в том числе рассмотрение документов и материалов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в "адрес" и на прилегающих территориях с декабря 1994 года по декабрь 1996 года (п. 1).
Поскольку МВД по РД уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по РД организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Европейский Суд по правам человека отметил, что в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 года по делу "Москаль (Moskal) против Польши".
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Как следует из содержания пп. 3.1 п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, предусматривающего перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, к подтверждающим документам относятся: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в пп. пп. 2 - 4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах, - справки архивных учреждений, подтверждающие: участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств; участие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с "дата" по "дата"; участие в операциях по боевому тралению в период с "дата" по "дата"; службу в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения там боевых действий; принадлежность к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения там боевых действий.
Подтверждающими документами также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, реализованные наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с "дата" по "дата" и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с "дата" по "дата", летные книжки.
В свою очередь, в материалах дела не содержится и истцом суду не представлено подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Кроме того, из ответов на запросы МВД по РД от управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по "адрес" от "дата" N (л. д. 26) и Центра реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" от "дата" N (л. д. 25) следует, что сведения, о нахождении в служебной командировке в распоряжении главного управления оперативного штаба МВД России в "адрес" ФИО2 не имеются.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований ФИО2
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.