ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2019 года по делу N 3а-95/2019 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хаваева А.Г,
с участием представителя административного истца С.Н.М. по доверенности Ч.М.С,
представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности К.Ю.М,
при секретаре судебного заседания Магомаевой Р.У,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Н.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
С.Н.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала "адрес"категория земель: "Земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования - "под центральными ремонтными мастерскими", равной его рыночной стоимости в размере "." руб. по состоянию на 01.12. 2012 года.
В обоснование требований в заявлении указано, что установленная в размере "." рублей кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка превышает рыночную стоимость данного земельного участка, которая по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составляла "." рублей, что подтверждается отчетом N 22/19-115 от 29.01.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, произведенным по заказу административного истца оценщиком ООО "ИМА-КОМ" А.М.Г..
Представитель административного истца Ч.М.С. в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнила и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере "." рублей, т.е. в размере, определенном заключением проведенной по делу судебной экспертизы от 1 августа 2019 года.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан К.Ю.М. в судебном заседании административные исковые требования С.Н.М. не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Извещённые в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела представители административного ответчика Управления Росреестра по РД и заинтересованных лиц - администрации ГОсВД "город Махачкала" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" и административный истец в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика Правительства РД, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных уточненных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, у С.Н.М. на праве собственности имеется земельный участок с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала "адрес",категория земель: "Земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования - "под центральными ремонтными мастерскими".
Согласно представленной в суд выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 7 декабря 2018 года, в отношении принадлежащего С.Н.М. земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года установлена кадастровая стоимость в размере "." руб..
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд
отчет N 22/19 от 29.01.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком оценщиком ООО "ИМА-КОМ" А.М.Г, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, по состоянию на 01.12.2012 г. составляла "." руб..
Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов представленного в суд отчета о рыночной стоимости принадлежащего С.Н.М. земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, для выяснения этого вопроса по ходатайству представителя административного ответчика - Правительства РД, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства", в соответствии с заключением которой от 1 августа 2019 года N Э/01-08-19, рыночная стоимость этого земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.12.2012 г. составляла "." рублей.
Оценивая указанное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость арендованного административным истцом земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. по состоянию на 01.12.2012 г..
Установленная оценщиком методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки по различным ценообразующим факторам, а также содержащиеся в отчете расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной по делу экспертизы административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка не заявлялось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего С.Н.М. земельного участка в размере, установленном заключением эксперта от 1 августа 2019 года N Э/01-08-19.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 3 и 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления лицом считается дата обращения в суд.
Как усматривается из материалов административного дела и не оспаривается представителем Правительства РД административный истец обратился в суд 13 июня 2019 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "." рублей подлежат взысканию в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, то есть с Правительства Республики Дагестан.
Учитывая, что судебная оценочная экспертиза по настоящему делу была назначена по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан с Правительства Республики Дагестан также следует взыскать в пользу ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства", "." рублей за производство судебной экспертизы.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление С.Н.М. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "." кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала "адрес",категория земель: "Земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования - "под центральными ремонтными мастерскими", равной его рыночной стоимости в размере "." руб. по состоянию на 01.12. 2012 года на период с "дата" и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 13 июн 2019 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу С.Н.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "." рублей.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО "Институт кадастра недвижимости и землеустройства", стоимость судебной экспертизы в размере "." рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 4 сентября 2019 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.Г. Хаваев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.