Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Масленниковой Л.В., с участием прокурора Левенко С.В., при помощнике судьи Кишкинской А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе фио, фио, апелляционному представлению Зюзинского межрайонного прокурора адрес на решение Зюзинского районного суда адрес от 21 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зюзинского межрайонного прокурора адрес в интересах несовершеннолетней фио, попечителя фио, фио к Щербинскому отделу социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и адрес о признании незаконным пункта распоряжения о назначении выплаты денежных средств на содержание подопечной и приведении его в соответствии с требованиями действующего законодательства отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Зюзинский межрайонный прокурор адрес, действующий в интересах фио, несовершеннолетней фио обратился в Зюзинский районный суд адрес с административным иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику Щербинскому ОСЗН УСЗН адрес Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения от 18 мая 2018 года N 46-2/р об отказе в заключении договора о приемной семье фио, обязании ответчика заключить такой договор с фио и взыскании невыплаченных денежных средств за период с 18 мая 2018 года (л.д. 3-6).
Требования мотивированы тем, что Зюзинской межрайонной прокуратурой адрес в порядке надзора проведена проверка по обращению фио о нарушении прав и законных интересов ее подопечной несовершеннолетней фио, паспортные данные, что выразилось в не заключении с фио договора о приемной семье. Полагая права фио и подопечной фио нарушенными, Зюзинский межрайонный прокурор адрес, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Материальный истец фио, действующая в интересах несовершеннолетней фио, также обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчикам о признании незаконными их действий (бездействий) по не назначению выплат денежных средств на содержание подопечной фио с 10 сентября 2014 года до 18 января 2018 года и обязании назначить данные выплаты с 10 сентября 2014 года до 18 января 2018 года, ссылаясь на то, что ей необоснованно отказали в назначении данных выплат с 10 сентября 2014 года (л.д. 33-41, 71-79).
Определением Зюзинского районного суда адрес от 16 октября 2018 года производство по административному исковому заявлению было прекращено, дело передано для рассмотрения в порядке гражданского процессуального судопроизводства (л.д. 84-86).
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просят фио, фио по доводам апелляционной жалобы и Зюзинский межрайонный прокурор адрес по доводам апелляционного представления.
Истцы фио, фио, третье лицо Департамент труда и социальной защиты населения адрес, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, истец фио воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя фио, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав представителя истца фио по доверенности фио, процессуального истца - прокурора Левенко С.В, представителя ответчика по доверенности фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, апелляционного представления, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Управления социальной защиты населения адрес N 811-р/оп от 10 сентября 2014 года над малолетней фио, паспортные данные, на основании заявления ее матери была установлена опека сроком на один год, опекуном назначена фио (л.д.27-28).
Распоряжением ОСЗН адрес Управления социальной защиты населения адрес N 268-1097-р/оп от 01 октября 2015 года над несовершеннолетней фио, паспортные данные установлено попечительство, попечителем назначена фио (л.д.97-97об.).
Распоряжением Щербинского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и адрес от 15 декабря 2017 года N 402/Р фио было отказано в назначении и выплате денежных средств на содержание несовершеннолетней фио (л.д.29-30).
Решением Тушинского районного суда адрес от 18 октября 2017 года, вступившим в законную силу 18 января 2018 года, мать фио - фио была лишена родительских прав (л.д.80-84).
Распоряжением Щербинского ОСЗН Управления социальной защиты населения Троицкого и адрес от 11 мая 2018 года N 46-1/р с 18 января 2018 года фио, как попечителю фио, назначена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетней фио (л.д. 20-21).
Распоряжением Щербинского ОСЗН Управления социальной защиты населения Троицкого и адрес от 18 мая 2018 года N 48-2/р фио отказано в заключении договора о приемной семье (л.д. 55-56).
25 мая 2018 года Зюзинской межрайонной прокуратурой адрес в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" принесен протест на Распоряжение Щербинского отдела социальной защиты населения N 46-1/р от 11 мая 2018 года о назначении выплаты денежных средств на содержание подопечной фио
06 июня 2018 года Щербинским отделом социальной защиты населения было отказано в удовлетворении протеста Зюзинской межрайонной прокуратурой адрес.
Отказывая в удовлетворении требований Зюзинского межрайонного прокурора адрес, действующего в интересах фио, несовершеннолетней фио, и материальному истцу фио, суд исходил из того, что о распоряжение от 11 мая 2018 года N 46-1 о назначении выплат денежных средств на содержание подопечной фио вынесено с соблюдением норм действующего законодательства в интересах несовершеннолетней фио в соответствии со ст. ст. 57, 60 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 26, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Между тем с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия в виду следующего.
Согласно ч. 3 адресст. 148 адрес Российской Федерации дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Данная статья корреспондирует со ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Статьей 1 Закона адрес от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", изданного в развитие приведенных выше норм права, установлено, что на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является адрес, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в адрес.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
В силу ст. 10 Закона адрес от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в адрес" установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и реализация надзора за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Закон адрес от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в адрес.
В соответствии со ст. 1 в настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом адрес от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в адрес".
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст. 3 Закона адрес от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
В силу ч. 2 указанной статьи не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона адрес "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является адрес, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в адрес.
Как ранее установлено судом первой инстанции, распоряжением ОСЗН адрес N 268-1097-р/оп от 01 октября 2015 года над несовершеннолетней фио, паспортные данные установлено попечительство, попечителем назначена фио (л.д.97-97об.), следовательно, именно с 01 октября 2015 года фио приняла на себя обязанность по обеспечению достойной жизни несовершеннолетней фио, в том числе организации питания, приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона адрес "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа правового акта о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня, когда ребенок остался без попечения родителей; если основания для назначения денежных средств на содержание подопечного возникли после установления опеки (попечительства), то они выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа правового акта о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов за период со дня возникновения этих оснований.
При таких обстоятельствах, с учетом положений вышеуказанных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право попечителя на компенсацию его расходов, связанных с содержанием подопечного возникает именно с момента назначения попечителем, в связи с чем, у суда отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении требования Зюзинского межрайонного прокурора адрес, действующего в интересах фио, несовершеннолетней фио об обязании ответчика произвести выплаты денежных средств фио на содержание несовершеннолетней фио, в связи с чем, постановленное по делу решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требования Зюзинского межрайонного прокурора адрес, действующего в интересах фио, несовершеннолетней фио об обязании ответчика произвести выплаты денежных средств фио на содержание несовершеннолетней подопечной за период с 01 октября 2015 года до 18 января 2018 года.
Поскольку распоряжением Управления социальной защиты населения адрес N 811-р/оп от 10 сентября 2014 года фио была назначена опекуном над малолетней фио на основании заявления матери несовершеннолетней, то в силу ч. 2 ст. 3 Закона адрес от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" оснований для назначения денежной выплаты на содержание несовершеннолетней фио с 10 сентября 2014 года не имеется.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований Зюзинского межрайонного прокурора адрес, действующего в интересах фио и несовершеннолетней фио, о признании незаконным и отмене распоряжения от 18 мая 2018 года N 46-2/р об отказе в заключении договора о приемной семье фио, обязании ответчика заключить такой договор с фио и взыскании невыплаченных денежных средств за период с 18 мая 2018 года, поскольку в силу п. 1 ст. 121, п. 1 адресст. 145 адрес Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (опека (попечительство), приемная семья относится к исключительной компетенции органа опеки и попечительства, на который законом возложена обязанность по обеспечению данной категории граждан, достойным содержанием, воспитанием и образованием, а также защиты их прав и интересов, следовательно, суд не вправе вмешиваться в данный процесс, учитывая, что принятие решения о заключении договора о приемной семье имеет диспозитивный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда адрес от 21 декабря 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Зюзинского межрайонного прокурора адрес, фио удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения Троицкого и адрес произвести денежные выплаты фио на содержание подопечной фио за период с 01 октября 2015 года до 18 января 2018 года, в удовлетворении требования Зюзинского межрайонного прокурора адрес о признании незаконным и отмене распоряжения от 18 мая 2018 года N 46-2/р об отказе в заключении договора о приемной семье фио, обязании ответчика заключить договор - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.