Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего ПильгунаА.С,
судей Раскатовой Н.Н, Шипиковой А.Г,
при секретаре Волковой М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ПильгунаА.С,
дело по апелляционной жалобепредставителя ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" по доверенности Апрышкиной Ю.С.нарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 20 июня 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования ГрищенковаЮ*В* к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", ДЖО Министерства обороны Российской Федерации о признании решения о снятии с учета незаконным, признании права на обеспечение жилой площадью по норме предоставления, обязании поставить на учет нуждающихся, удовлетворить частично.
Обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" повторно рассмотреть заявление Грищенкова Юрия Викторовича о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В удовлетворении остальной части требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Грищенков Ю.В. обратился в суд с искомк ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФо признании решения о снятии с учета незаконным, признании права на обеспечение жилой площадью по норме предоставления, обязании поставить на учет нуждающихся.
Исковые требования мотивированы тем, чтоГрищенков Ю.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, уволен в запас по организационно-штатным мероприятиям с выслугой 22 года 7 месяцев.За время прохождения военной службы по установленным нормам жилым помещением обеспечен не был, решением жилищной комиссии от 29 апреля 2010 года в составе семьи из 1 человека был принят на квартирный учет и при увольнении изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением.20 января 2018 года истец обратился к ответчику ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" для рассмотрения вопроса о внесении его в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.Однако в сообщении от ответчика истцу было указано, что с 29 апреля 2010 года он был признан нуждающимся в обеспечении лишь служебным жилым помещением, в связи с чем основания для признания его с 29 апреля 2010 года поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, отсутствуют. Кроме этого истцу было сообщено, что поскольку он с 30 декабря 2005 года по 25 мая 2017 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности отцу, то как член семьи собственника являлсяобеспеченным жилым помещением по норме одного человека - 16,6 кв.м, что превышало учетную норму жилого помещения в ***.
Полагая свои права нарушенными, поскольку он не проживал в домовладении отца, решением суда признан утратившим права пользования данным жилым помещением, так и не получив жилье от Министерства обороны РФ, истец просил суд признать решение ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" о снятии с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма незаконным, признать право за Грищенковым Ю.В. ссоставом семьи 2 человека (истец, несовершеннолетняя Г*) на обеспечение жилой площадью по норме предоставления, установленной п.1 ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих", обязать ДЖО МО РФ поставить (восстановить) Грищенкова Ю.В. с составом семьи 2 человека (истец, несовершеннолетняя Г*) на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Истец Грищенков Ю.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" в судебное заседание не явился, просил отказать в иске, по доводам предоставленных суду возражений.
Представитель ответчика ДЖО МО РФ по доверенности Акимова Е.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы возражений, указав, что истец обеспечен жильем.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Турченкова С.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица Военный комиссариат Смоленской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" по доверенности Апрышкина Ю.С, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителятретьего лица Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Турченковой С.В, представителя истца Грищенкова Ю.В. по доверенности Лавриненко А.С,обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании приказа командующего войсками Южного военного округа от 11 марта 2011 года N 045 истецГрищенков Ю.В. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями при календарной выслуге 15 лет 4 месяца (в льготном исчислении - 22 года 7 месяцев).
Согласно выписке из вышеуказанного приказа при увольнении с военной службы истец Грищенков Ю.В. жилым помещением по установленным нормам обеспечен не был, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Из рапорта военнослужащего Грищенкова Ю.В.от 08 ноября 2008 года командиру войсковой части "4****", где истец проходил военную службу в период с 16 мая 2005 года и до декабря 2009 года, усматривается, что до него заблаговременно было доведено о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, после завершения которых Грищенко Ю.В. желает продолжить военную службы, жилой площадью по установленным нормам не обеспечен, вопрос обеспечения жильем планирует решать посредством получения и реализации ГЖС.
Согласно рапорту военнослужащего Грищенкова Ю.В. от 09 декабря 2009 года истец обращался к командиру войсковой части "1****", где он проходил военную службу с 01 декабря 2009 года, по вопросу принятия на жилищный учет по месту прохождения военной службы в Х* КЭЧ района для обеспечения жилой площадью в установленном законом порядке.
На основании приказа командующего войсками Северо-кавказскоговоенного округа от 18 декабря 2009 года N 0477 истец Грищенков Ю.В. был освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий для последующего увольнения с военной службы с содержанием при *** бригаде связи (узловой).
Приказом командира войсковой части "0****" N 9 от 21 января 2010 года истец, прибывший из войсковой части "1****" для дальнейшего служебного предназначения, был зачислен в списки личного состава части на все виды обеспечения и считался находящимся в распоряжении командира части до получения жилой площади.
Согласно рапорту Грищенкова Ю.В. от 31 марта 2010 году он обращался к командиру войсковой части "0****" с просьбой дать указание жилищной комиссии о рассмотрении вопроса постановки на жилищный учет по месту прохождения службы в Р* КЭЧ в составе семьи из двух человек (он, жена Г*).
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части "0****" от 29 апреля 2010 года N4 Грищенков Ю.В. был принят на квартирный учет с составом семьи один человек, увольняемый по организационно-штатным мероприятиям в 2010 году.
Будучи уволенным с военной службы и не обеспеченным жилым помещение для постоянного проживания, Грищенков Ю.В. 19 октября 2017 года обратился в ФГКУ "Югрегионжилье" с заявлением, в котором просил сообщить ему, включен ли он в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Дополнительно он сообщал, что при его увольнении с военной службы в марте 2011 годаВ*Р* КЭЧ ему на руки было выдано квартирное дело.
Как следует из предоставленных суду документов, 15 ноября 2017 года в адрес Грищенкова Ю.В. было направлено сообщение о том, что его данные в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, отсутствуют. Информация о признании его нуждающимся в жилом помещении в ФГКУ "Югрегионжилье" не поступала. Ему было предложено представить в ФГКУ "Югрегионжилье" учетное дело, выданное В*Р* КЭЧ для рассмотрения вопроса о внесении его данных в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
30 января 2018 годаГрищенков Ю.В. представил в ФГКУ "Югрегионжилье" учетное дело, выданное ему В*Р* КЭЧ для рассмотрения вопроса о внесении данных в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также иные документы для подтверждения его права состоять на учете (в том числе и выписку из протокола заседания жилищной комиссии в/ч "0****" от 29 апреля 2010 N4, рапорт, карточки учета).
Однако сообщением ФГКУ "Югрегионжилье" от 28 февраля 2018 года истцу было указано, что с 29 апреля 2010 года он был признан нуждающимся в обеспечении лишь служебным жилым помещением, в связи с чем основания для признания его постановленным с указанного времени на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ, отсутствуют. Дополнительно истцу также сообщено, что поскольку он с 30 декабря 2005 года по 25 мая 2017 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности отцу Г*, то как член семьи собственника являлся обеспеченным жилым помещением на момент увольнения с военной службы по норме на одного человека - 16,6 кв.м, что превышало учетную норму жилого помещения в***.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции учитывал установленные по делу обстоятельства, дал оценку собранным по делу доказательствам и, правильно применяя нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами отношения, пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, с чем судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии с ч.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Абзацем 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлен запрет на увольнение военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих продолжительность военной службы более 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем. При этом законом также предусмотрено, что при желании военнослужащих получить жилые помещение не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном ч.14 ст. 15 указанного закона.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции не согласился с позицией ответчиков о том, что 29 апреля 2010 года жилищной комиссией войсковой части "0****"истец как вновь прибывший в военную часть военнослужащий был принят на квартирный учет лишь для обеспечения его служебным жилым помещением.
Ссылаясь на представленные в материалы дела выписку из приказа об увольнении, карточки учета, рапорт и лист-беседу, судверно исходил из того, чтоистец был распределен в войсковую часть "0****" непосредственно перед предстоящим увольнением в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, гдебыл принят жилищной комиссией на квартирный учет, при этом уволиться с военной службы истец согласился только лишь при условии оставления его в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Каких-либо оснований полагать, что истец при поступлении в распоряжение командира войсковой части "0****"был намерен продолжить военную службу и принимался на квартирный учет лишь для предоставления ему служебного жилого помещения, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
Как видно из представленного в материалы дела вкладыша к карточке учета жилых помещений предоставляемых военнослужащему (л.д.115-116), Грищенков Ю.В. как увольняемый с военной службы военнослужащий был принят на учет войсковой частью "0****" в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) по категории "первоочеред." с датой планового увольнения в 2010 году.
Факт принятия Грищенкова Ю.В. на жилищный учет с предстоящим увольнением также следует из текста выписки из протокола N 4 заседания жилищной комиссии войсковой части "0****" от 29 апреля 2010 года.
При этом доводы апелляционной жалобы представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" о том, что текст данной выписки не соответствует оригиналу протокола N 4 заседания жилищной комиссии войсковой части "0****" от 29 апреля 2010 года, в котором отсутствуют сведения о предстоящем увольнении истца,а на учет истец ставится как вновь прибывший в войсковую часть военнослужащий, судебной коллегией отклоняются, как не имеющиев данном случае правового значения, поскольку явного противоречия указанные документы не имеют, истец действительно в 2010 году являлся вновь прибывшим в войсковую часть "0****" военнослужащим, само по себе отсутствие в оригинале протокола заседания жилищной комиссии указания на его предстоящее увольнение не свидетельствует о его намерении проходить в дальнейшем военную службу и не подтверждает факт того, что истец ставился на учет лишь для обеспечения служебным жилым помещением. Такого указания оригинал протокола заседания жилищной комиссии не содержит.
В этой связи судебная коллегия в полной мере соглашается с тем, что истец был принят на жилищный учет именно для его обеспечения жилым помещением для постоянного проживания ввиду последующего увольнения с военной службы, поскольку данные обстоятельства следуют из всей совокупности представленных в материалы дела доказательств.
В свою очередь, каких-либо доказательств того, что истец в установленном порядке был снят с жилищного учета, в материалах дела не имеется, соответствующих распорядительных актов органом, ответственным за ведение жилищного учета, не принималось.
В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 04 июня 2010 года N 205/2/373 заместителю Министра обороны РФ, начальнику Аппарата Министра обороны РФ, Главнокомандующим видами ВС РФ, Командующим войсками военных округов, флотами, Командующим родами войск ВС РФ и руководителям центральных органов военного управления, в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации, повышения контроля за обоснованностью постановки военнослужащих на учет и своевременным заселением квартир, получаемых Министерством обороны Российской Федерации для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания, Министром обороны Российской Федерации было поручено следующее:
организовать работу по подготовке и представлению в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации списков военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Временной инструкцией;
обеспечить представление в срок до 15 июня 2010 года в довольствующие квартирные органы документов военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в соответствии с перечнем, установленным приложением к Инструкции о проверке списков;
обеспечить внесение в базу данных системы "Учет" по состоянию на 1 июля 2010 года, уточненных по результатам проверки, сведений о военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе специальной отметки для военнослужащих, увольняемых с военной службы в 2010 году (уволенных с оставлением в очереди нуждающихся в жилье), и информации об избранном ими месте постоянного жительства. Базу данных системы "Учет" представить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке в срок до 10 июля 2010 года;
обеспечить подготовку в соответствии с Инструкцией по формированию списков и в срок до июля 2010 года представить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации списки военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма (далее именуются ? списки военнослужащих).
Согласно указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2011 года за N205/2/493 Главнокомандующим видами ВС РФ, Командующим войсками военных округов, флотами, Командующим родами войск ВС РФ и руководителям центральных органов военного управления в целях оптимизации работы по учету военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, было поручено: организовать работу по передаче в срок до 1 сентября 2011 года документов, подтверждающих право военнослужащих и граждан состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также законченных делопроизводством книг протоколов заседаний жилищных комиссий в Департамент, 1-й отдел и федеральные государственные учреждения жилищного обеспечения, где осуществляется учет военнослужащих и граждан.
Вместе с этим, в нарушение вышеприведённых указаний Министра обороны Российской Федерации от 04 июня 2010 года и заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2011 года учетное дело Грищенкова Ю.В. в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения"передано не было, при этом жильем для постоянного проживания при увольнении с военной службы и до настоящего времени истец не обеспечен.
Доводы ответчика о том, что на момент увольнения с военной службы Грищенков Ю.В. являлся обеспеченным площадью жилого помещения более учетной нормы, так как был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу, судом первой инстанции были мотивированно отклонены со ссылками на решение Монастырщинского районного суда Смоленской области от 25 мая 2017 года, которым Грищенков Ю.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: ***, на основании ч.4 ст. 31 ЖК РФ ввиду прекращения семейных отношений с собственником, выезда на иное место жительства и длительного непроживания в спорном жилом помещении.
Аналогичные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией также отклоняются. Как видно из представленной в материалы дела копии решения Монастырщинского районного суда Смоленской области от 25 мая 2017 года, обращаясь с иском в суд Г* указывал, что Грищенков Ю.В. из жилого помещения по адресу: ***, выехал с семьей еще в 2005 году и его регистрация по данному адресу носила формальный характер.
Как следует из материалов дела, с 16 мая 2005 года и до декабря 2009 годана основании заключенных контрактов истец проходил военную службу в войсковой части "4****", расположенной в***.
О наличии у Грищенкова Ю.В. регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу Г*, на момент принятия истца на жилищный учет в 2010 году, а также при его последующем увольнении в 2011 году, было известно, однако в связи с наличием права пользования данным жилым помещением и обеспеченностью площадью жилых помещений по установленной норме истец с жилищного учета снят не был, напротив, при увольнении с военной службы согласно приказу числился как необеспеченный жилым помещением по установленным нормам.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истца, полагая, что жилищные права истца могут быть восстановлены путем возложения на ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" обязанности повторно рассмотреть заявление ГрищенковаЮ.В. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд правомерно отказал, так как решения о снятии семьи истца с жилищного учета уполномоченным органом не принималось, истец был принят на жилищный учет в составе семьи из одного человека и каких-либо правовых оснований для признания права истца состоять на жилищном учете и быть обеспеченным жилым помещением на состав семьи из двух человек (совместно с дочерью) у суда не имелось, так как принятие такого решения относится к компетенции органа жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют изложенное в письменных возражениях на исковое заявление, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, однако их не опровергают, сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены постановленного судом решения не содержат.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем постановленное судом решение является законным обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" по доверенности Апрышкиной Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.