Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Масленниковой Л.В.,
судей Дегтеревой О.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Воропаевой Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Ларионовой И.М. и ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2018 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области от 05.06.2018 года об отказе Ларионовой И.М. в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 в части исключения периода проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом с 20.01.1994 года по 30.09.1999 года.
В остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ларионова И.М. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N7 по г. Москве и Московской области (далее ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области), которым просила установить факт постоянного проживания в период с 20.01.1994 года по 30.09.1999 года по адресу ******, признать незаконным отказ в назначении досрочной пенсии и обязать назначить досрочную пенсию по старости с 05.03.2018 года, мотивировав свои требования тем, что истец в период с 15.08.1988 года по 30.09.1999 года проживала по вышеуказанному адресу. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582 г.Новомосковск Тульской области входит в перечень населённых пунктов, относящихся к зоне радиоактивного загрязнения в виду произошедшей аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с положением ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Истец по достижении 52-летнего возраста обратилась с заявлением к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением от 26.07.2018г. ей было отказано в связи с невозможностью подтверждения факта постоянного проживания на территории г. Новомосковска, т.к. в трудовой книжке истца содержится запись о работе в АОЗТ "Сириус Трэйдинг" с 20.01.1994 года по 26.02.1999 года, которое находилось в г. Москве. Указанное решение об отказе в назначении пенсии истец считает неправомерным, что послужило основанием для обращения в суд с указанным выше иском.
Истец и ее представители в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменных возражений, просил в иске истцу отказать.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просят представитель ответчика и истец в своих апелляционных жалобах.
Представитель истца и истец в заседание судебной коллегии явились, доводы своей апелляционной жалобы поддержали, возражали против удовлетворения жалобы ответчика.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и ее представителя, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ N1582 от 18.12.1997г.
Как следует из материалов дела, истец проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зоне радиоактивного загрязнения, что подтверждается справкой от 15.01.2018 г. NУЛ-39, выданной Администрацией муниципального образования г.Новомосковска, согласно которой в период с 15.08.1988г. по 30.09.1999г. истец была зарегистрирована и постоянно проживала по адресу: ****, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986г. по 31.01.1998г.; выпиской из домовой книги жилого помещения по адресу: *****, подтверждающей регистрацию истца по указанному адресу в период с 15.08.1988г. по 30.09.1999г.;
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997г. N1582, данная зона (Тульская область, г. Новомосковск) относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права, а также представленными стороной истца доказательствами, в том числе допросом в качестве свидетеля Романовой В.М, подтвердившей доводы истца о том, что, работая в АОЗТ "Сириус Трэйдинг", расположенном в городе Москве, истец продолжала проживать в Тульской области, г. Новомосковске.
Также истцом представлены в материалы дела доказательства подтверждающие, что истец с 02.05.2012г. постоянно зарегистрирована по адресу: *****.
Из материалов дела также следует, что Ларионова И.М, 04.03.1966 года рождения, достигнув возраста 52 лет, 05.03.2018 года обратилась в ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400 ФЗ "О страховых пенсиях", с применением ст. 11, 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано (Решение ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области N675899/18 от 05.06.2018г.), общая продолжительность периода проживания Ларионовой И.М. на территории зоны проживания с социально -экономическим статусом составила 5 лет 5 месяцев 4 дня (с 15.08.1988г. по 10.01.1994г.), что дает ей право на снижение возраста только на 1 год.
Анализируя доводы ответчика об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, суд не согласился с ними, указав, что они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Так, частью первой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие и работающие на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 этого Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на уменьшение пенсионного возраста и назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С учетом правил, установленных ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возраст, с которого истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости, подлежит уменьшению на 2 года (по 1 году за каждые 4 года проживания).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 г. N400 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что истец обратилась за оформлением пенсии 05.03.2018г, однако право на досрочное назначение трудовой пенсии с учетом включенного периода ПФР и судом, возникает у истца с 05.03.2019г.
При таких обстоятельствах, судом установлен факт проживания Ларионовой И.М. в спорный период в зоне с льготным социально - экономическим статусом, что составляет 11 лет 1 месяц и 16 дней, однако, учитывая заявительный характер назначения пенсии и установленным судом возраст истца, с которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии (53 года), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении остальной части требований истца о назначении ей пенсии с момента обращения к ответчику, а именно с 05.03.2018г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о недоказанности факта проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с учетом ее работы в г. Москве в данный период, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку данные обстоятельства являлись предметом исследования суда первой инстанции, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы истца о неправильном применении норм материального права фактически выражают несогласие истца с выводами суда в части требований, в удовлетворении которых судом отказано, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.