Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего - Егоровой О.А,
членов Президиума: Фомина Д.А, Афанасьевой Н.П, Базьковой Е.М, Васильевой Н.А, Ишмуратовой Л.Ю, Курциньш С.Э, Панарина М.М, Пильгуна А.С.
рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Легкова А.А. в защиту осужденного Давидченко А.Н. о пересмотре приговора Нагатинского районного суда г. Москвы от 05 декабря 2018 года, согласно которому
Давидченко А.Н, ***, ранее не судимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Давидченко А.Н. исчислен с 5 декабря 2018 года, с зачетом в срок наказания времени его фактического задержания и содержания под стражей в период с 6 сентября 2018 года по 5 декабря 2018 года.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 25 марта 2019 года приговор суда оставлен без изменения.
В кассационной жалобе адвокат Легков А.А, выражая несогласие с состоявшимися в отношении Давидченко А.Н. судебными решениями, считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у осужденного умысла на сбыт изъятых в ходе осмотра автомобиля наркотических средств, которые он приобрел для личного употребления. Обращает внимание, что Давидченко А.Н. на протяжении длительного времени употребляет наркотическое средство марихуану.
С учетом изложенного, адвокат Легков А.А. просит изменить состоявшиеся в отношении Давидченко А.Н. судебные решения и переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на
ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Бондаренко Э.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и основания её передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции; выступления осужденного Давидченко А.Н. и его защитника - адвоката Легкова А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших её удовлетворить в полном объеме; мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В, полагавшего необходимым судебные решения в отношении Давидченко А.Н. изменить: переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, по которой назначить ему наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, в остальном судебные решения оставить без изменения, Президиум
установил:
Приговором суда Давидченко А.Н. осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере (марихуана, массой 267 гр.).
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ, приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Между тем, по мнению Президиума, при квалификации действий Давидченко А.Н. по ч.3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ неправильно применен уголовный закон.
Как установлено судом, Давидченко А.Н. при неустановленных обстоятельствах, в неустановленное следствием время и месте, но не позднее 15 часов 30 минут 18 августа 2016 года, незаконно приобрел у неустановленного следствием лица с целью дальнейшего сбыта один сверток из полимерного материала с находящимися внутри него двумя свертками со спрессованными веществами растительного происхождения, которые согласно заключению эксперта, являются наркотическим средством - каннабисом (марихуаной), общей массой 267 грамм, что составляет крупный размер, и которые Давидченко А.Н. хранил в сумке-рюкзаке, расположенном в салоне автомобиля ***, находящегося в его временном пользовании, вплоть до 15 часов 30 минут 18 августа 2016 года, когда был задержан сотрудниками полиции и в ходе осмотра вышеуказанного транспортного средства данное наркотическое средство было обнаружено и изъято из незаконного оборота.
Указанные действия осужденного судом квалифицированы как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере.
Об умысле Давидченко А.Н. на сбыт изъятых наркотических средств, как указал суд, свидетельствует их количество, значительно превышающее разовую дозу, размещение в удобной для передачи расфасовке.
Между тем, вывод суда о том, что действия Давидченко А.Н. были направлены именно на сбыт изъятого в его автомобиле наркотического средства, по мнению Президиума, представляется предположительным, поскольку само по себе количество обнаруженного у виновного лица наркотического средства и его расфасовка не может однозначно свидетельствовать о наличии у него умысла на его сбыт.
По смыслу закона, субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины, то есть умысел виновного должен быть направлен именно на распространение изъятого у него наркотического средства.
Между тем, осужденный Давидченко А.Н. последовательно утверждал, что изъятые в ходе осмотра его автомобиля наркотические средства, обнаруженные в сумке-рюкзаке Г.А.А, принадлежали ему и предназначались для личного употребления, при этом он длительное время употреблял наркотическое средство - марихуану.
Данное утверждение осужденного фактически судом не было опровергнуто.
Согласно материалам уголовного дела, а именно справки из ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, Давидченко А.Н. установлен диагноз: ***
Из показаний свидетелей - сотрудников полиции Кожухова А.Н, Гришаева С.Г, Матюшенко И.Н. следует, что в рамках оперативно-профилактических мероприятий, направленных на пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, и выявления лиц, с ним связанных, ими был остановлен автомобиль *** под управлением Давидченко А.Н, который показался им подозрительным. При этом, какой-либо оперативной информации о том, что Давидченко А.Н. занимается незаконным сбытом наркотических средств, у сотрудников полиции не имелось.
В материалах дела также отсутствуют данные о том, что у Давидченко А.Н. имелись связи с потребителями наркотических средств.
Таким образом, каких-либо доказательств, опровергающих позицию осужденного и бесспорно свидетельствующих о направленности умысла Давидченко А.Н. именно на сбыт наркотических средств, стороной обвинения в ходе судебного заседания представлено не было и в приговоре суда не приведено.
На основании ч. 4 ст. 302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.
Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, толкуются в его пользу.
Принимая во внимание изложенное, Президиум не может согласиться с выводами суда о доказанности наличия у Давидченко А.Н. умысла на незаконный сбыт обнаруженных в ходе осмотра его транспортного средства наркотических средств, в связи с чем, считает необходимым переквалифицировать действия Давидченко А.Н. с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4
ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, в крупном размере.
Назначая по данной статье наказание, Президиум руководствуется
ст.ст. 6, 60 УК РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, сведения о личности осужденного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих его наказание обстоятельств, а также влияние назначаемого наказания на исправление Давидченко А.Н. и на условия жизни его семьи.
При этом, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, Президиум учитывает признание Давидченко А.Н. своей вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики, наличие иждивенцев, а также состояние здоровья Давидченко А.Н. и его родственников.
Назначая Давидченко А.Н. наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 228 УК РФ в виде реального лишения свободы, Президиум не усматривает оснований для применения положений ст. ст. 64, 73 УК РФ, а также оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационную жалобу адвоката Легкова А.А. удовлетворить.
Приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 25 марта 2019 года в отношении
Давидченко А.Н. изменить:
переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, по которой назначить наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
В остальном приговор и апелляционное определение в отношении Давидченко А.Н. оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.