Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г.Москвы Добрянина С.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Коптевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
22 ноября 2018 года должностным лицом Управления территориального контроля Департамента культурного наследия г.Москвы (Мосгорнаследия) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ГАММАХАУС" (далее ООО "ГАММАХАУС", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 КоАП РФ, в связи с невыполнением предписания должностного лица Мосгорнаследия от 30.10.2018 о приостановлении работ на объекте культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Московская окружная железная дорога", 1903-1908 гг, архитектор А.Н.Померанцев, инженеры Л.Д.Проскуряков, С.Д.Карейша, П.Я.Каменцев, П.И.Рашевский, - Станция "Лихоборы", 1903-1908 гг, архитектор А.Н.Померанцев, инженер С.Д.Карейша - "Дом начальника участка" по адресу г.Москва, пр.Черепановых, д.1.
Дело было передано начальником Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия Добряниным С.В. в Коптевский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Коптевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ГАММАХАУС", прекращено на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Решением судьи Московского городского суда от 12 апреля 2019 года данное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы Добрянина С.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе начальник Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы Добрянин С.В, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
ООО "ГАММАХАУС", уведомленное о подаче должностным лицом, передавшим на рассмотрение в суд дело об административном правонарушении в отношении Общества, вышеуказанной жалобы, письменные возражения не представило.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 7.14.2 КоАП РФ наступает за неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, 23 октября 2018 года в ходе осмотра должностным лицом Мосгорнаследия объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Московская окружная железная дорога", 1903-1908 гг, архитектор А.Н.Померанцев, инженеры Л.Д.Проскуряков, С.Д.Карейша, П.Я.Каменцев, П.И.Рашевский, - Станция "Лихоборы", 1903-1908 гг, архитектор А.Н.Померанцев, инженер С.Д.Карейша - "Дом начальника участка" по адресу г.Москва, пр.Черепановых, д.1, собственником которого является ООО "ГАММАХАУС", установлено, что на объекте ведутся земляные работы, разбросан строительный мусор (мешки цемента), выгружен песок, размещена строительная техника.
Во время осмотра на территории объекта культурного наследия регионального значения производились работы по разрытию грунта, неустановленными лицами осуществлялся вынос мусора с объекта. Доступ во внутренние помещения обеспечен не был.
Разрешение на проведение строительных работ Мосгорнаследием не выдавалось, проектная документация в Мосгорнаследием не согласовывалось.
Результаты осмотра зафиксированы в Акте осмотра N668/2018 от 24 октября 2018 года. По результатам осмотра ООО "ГАММАХАУС" должностным лицом Мосгорнаследия выдано предписание N90/2018 от 30 октября 2018 года о приостановлении всех проводимых строительных работ на объекте.
При осуществлении контроля за исполнением предписания 09 ноября 2018 года должностное лицо Мосгорнаследия пришло к выводу, что требования предписания N90/2018 от 30 октября 2018 года ООО "ГАММАХАУС" не исполнило, на территории Объекта культурного наследия Обществом строительные работы не приостановлены, что нашло свое отражение в Акте осмотра N721/2018 от 09 ноября 2018 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 КоАП РФ, и направления дела по подведомственности в районный суд.
При рассмотрении дела судья Коптевского районного суда г.Москвы пришел к выводу, что вступившим в законную силу постановлением судьи Коптевского районного суда г.Москвы от 12 февраля 2019 года ООО "ГАММАХАУС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 КоАП РФ, за неисполнение предписания N 90/2018 от 30 октября 2018 года, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 (двести тысяч) рублей, что явилось основанием для прекращения производства по делу по п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что обязательство немедленного приостановления работ содержится в норме федерального законодательства, само по себе требование приостановить работы "немедленно после получения предписания" конкретно указывает на приостановление работ в день получения предписания, а привлечение ООО "ГАММАХАУС" 12 февраля 2019 года к административной ответственности по ст.7.14.2 КоАП РФ за неисполнение предписания N90/2018 от 30 октября 2018 года означает, что Общество уже привлечено к административной ответственности по обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении от 24 ноября 2018 года.
Судья Московского городского суда согласился с данными выводами судьи районного суда, указав, что они основаны на нормах права и материалах, имеющихся в деле.
Согласиться с выводами судебных инстанций о правомерности прекращения производства по делу об административном правонарушении по п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в отношении ООО "ГАММАХАУС", оснований не имеется.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении в вину ООО "ГАММАХАУС" вменено невыполнение требования предписания должностного лица Мосгорнаследия N90/2018 от 30 октября 2018 года.
Вместе с тем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14.2 КоАП РФ состоит в неисполнении обязанности по приостановлению работ (в рассматриваемом случае строительных работ) после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
При составлении протокола об административном правонарушении 22 ноября 2018 года ООО "ГАММАХАУС" не вменялось в вину неисполнение обязанности по приостановлению работ на объекте культурного наследия регионального значения (ансамбля) с наименованием "Московская Окружная железная дорога, 1903-1908 гг, архитектор А.Н.Померанцев, инженеры Л.Д.Проскуряков, С.Д.Карейша, П.Я.Каменцев, П.И.Рашевский, - Станция "Лихоборы", 1903-1908 гг, архитектор А.Н.Померанцев, инженер С.Д.Карейша - "Дом начальника участка" по адресу г.Москва, пр.Черепановых, д.1.
Бездействие ООО "ГАММАХАУС", выразившееся в неисполнении обязанности по исполнению предписания должностного лица Мосгорнаследия N90/2018 от 30 октября 2018 года, что вменено в вину Обществу при составлении протокола об административном правонарушении, не соответствует диспозиции ст.7.14.2 КоАП РФ.
За совершение описанного в протоколе об административном правонарушении деяния ответственность предусмотрена иной нормой главы 19 КоАП РФ.
Кроме того, следует отметить, что обязанность приостановить работы на объекте культурного наследия не следует очевидно из предписания от 30.10.2018 N90/2018, выданного ООО "ГАММАХАУС". Как следует из текста указанного процессуального документа, в нем содержатся выдержки из акта осмотра от 24.10.2018 N668/2018, проведенного специалистом Мосгорнаследие 23.10.2018, согласно которому на объекте культурного наследия ведутся земляные работы, разрешение на которые не выдавалось, проектная документация не согласовывалась с Мосгорнаследием (л.д.20-23). При этом законного требования должностного лица, обязывающего ООО "ГАММАХАУС" совершить конкретные действия предписание не содержит.
При таких обстоятельствах описание в протоколе об административном правонарушении события, вменяемого ООО "ГАММАХАУС" правонарушения не соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст.28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Исходя из указанных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению надлежит установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям ст.ст.24.1, 26.1 названного Кодекса.
На данной стадии возможность устранить допущенные нарушения утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Аналогичный подход выражен в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных 03.06.2016 N11-АД16-4, N 11-АД16-5, 25.08.2016 N11-АД16-16.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Коптевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года, решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2019 года, вынесенные в отношении ООО "ГАММАХАУС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ГАММАХАУС" подлежит прекращению на основании п.4 ч.2 ст.30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Коптевского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года и решение судьи Московского городского суда от 12 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ГАММАХАУС" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.