Судья Московского городского суда Ермилова В.В., рассмотрев кассационную жалобу Черепанова В.А., направленную по почте 24 мая 2019 года и поступившую в суд кассационной инстанции 29 мая 2019 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску Черепанова В*** А*** к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии, признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по выслуге лет, включении периода учебы в выслугу лет, обязании расчета уровня пенсионного обеспечения, истребованному 1 июля 2019 года и поступившему в суд 25 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Черепанов В.А. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Министерство обороны Российской Федерации о признании решения Военного комиссара городов Королёв, Мытищи и Мытищинского района Московской области N К/ПО-164 от 31 января 2017 года об отказе в назначении пенсии незаконным; обяза нии назначить с 15 июля 2016 года пенсию за выслугу лет, включить учёбу в Суворовском училище в общий трудовой стаж, рассчитать уровень пенсионного обеспечения в соответствии со ст.14 п. "б" Закона Российской Федерации N 4468-1 без учёта изменений с 1992 года данного закона, вводящих ограничения на денежное довольствие и ограничения на начисления пенсий. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 23 января 2017 года он обратился в Военный комиссариат г. Королёва Мытищи и Мытищинского района Московской области с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства о бороны. Решением Военного комиссара городов Королёв, Мытищи и Мытищинского района Московской области N N К/ПО-164 от 31 января 2017 г ода в назначении государственной пенсии ему было отказано, в связи с недостижением на день увольнения 45-летнего возраста, а также отсутствием требуемого общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба. Данный отказ является незаконным.
О пределени ем Пресненского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2017 года ненадлежащий ответчик Министерство обороны Росси йской Федерации был заменен на надлежащего ответчика - Военный комиссариат Московской области, а гражданское дело по иску Черепанова В.А. к Военному комиссариату Московской области передано по подсудности в Зюзинский районный суд г. Москвы (л.д.52).
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2018 года постановлено:
- В удовлетворении исковых требований Черепанова В.А. к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии, признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по выслуге лет, включении периода учебы в выслугу лет, обязании расчета уровня пенсионного обеспечения, - отказать полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 октября 2018 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца Черепанолва В.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Черепанов В.А. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов усматривается и судом первой инстанции установлено, что 23 января 2017 года истец обратился в Военный комиссариат городов Королёв, Мытищи и Мытищинского района Московской области с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Согласно ответ у Военного комиссара городов Королёв, Мытищи и Мытищинского района Московской области N К/ПО-164 от 31 января 2017 года истцу было отказано в назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет, поскольку он на момент увольнени с военной службы, которое состоялось 17 апреля 1992 года, не достиг 45-летнего возраста и не имел общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (л.д.39). Из представленных в материалы дела копий трудовой книжки и послужного списка истца усматривается, что он в период с 05 августа 1979 года по 17 апреля 1992 года проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, на день увольнения из вооруженных сил достиг возраста 31 год, имел выслугу 12 лет 08 месяцев 12 дней (л.д.11-18,43-50).
Рассматривая данное дело, суд первой инстанции на основании ст.13 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О воинской обязанности и военной службе", оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из того, что Черепанов В.А. не имеет права на пенсию за выслугу лет как по подпункту "а" ст. 13 данного Закона, так как его выслуга лет на день увольнения составляла менее 20 лет, так и по подпункту "б" ст. 13 Закона, так как на день увольнения он не достиг 45 летнего возраста, его общий трудовой стаж составлял менее 25 лет.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца Черепанова В.А. - без удовлетворения.
При этом судебная коллегия согласилась с решением суда в части отказа в удовлетворении требования истца об обязании включить учёбу в Суворовском училище в общий трудовой стаж, и рассч ете уровн пенсионного обеспечения в соответствии со ст.14 п. "б" Закона РФ N 4468-1 без учёта изменений с 1992 года данного закона, при этом исходя из того, что согласно ст. 19 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О воинской обязанности и военной службе" обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", то есть суворовские училища являются общеобразовательными учебными заведениями и соответственно не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации. Периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, установлены ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (ред. от 18.01.2018) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Между тем, ни ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, ни пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов обучения в Суворовских училищах до поступления на службу. Полагая, что период обучения в Суворовском училище подлежит включению в общий стаж, истец сослался на ст. 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой в общий трудовой стаж, помимо службы и работы, включаются и периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, на курсах, в средних специальных и высших учебных заведениях, аспирантуре и др. Между тем, данный Закон утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в соответствии с которым обучение в училищах не включается в общий трудовой стаж.
Выводы, приведенные в решении суда и в апелляционном определении судебной коллегии, мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается.
В кассационной жалобе указывается на то, что истец не был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Между тем, из представленных материалов дела следует, что в судебном заседании в суде первой инстанции 25 апреля 2019 года при рассмотрении дела по существу истец Черепанов В.А. лично участвовал в судебном заседании, давал объяснения по делу, участвовал в судебных прениях (л.д.92-95).
Довод кассационной жалобы о том, что истец не был уведомлен о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, назначенном на 24 января 2019 года, не состоятелен, поскольку как следует из материалов дела, рассмотрение апелляционной жалобы Черепанова В.А. было назначено на 20 декабря 2018 года (л.д.117), о чем он был извещен как посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 117736295546650, судебная повестка получена 19.12.2018 года, так и посредством телефонограмм от 13 декабря 2018 года (л.д.116) и 19 декабря 2018 года (л.д.124).
Нарушений норм гражданско-процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушения и не правильное применение судом норм материального права не находят своего подтверждения в материалах дела и обжалуемых судебных постановлениях.
С учетом изложенного, вышеуказанное решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы Черепанова В.А. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску Черепанова В*** А*** к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии, признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по выслуге лет, включении периода учебы в выслугу лет, обязании расчета уровня пенсионного обеспечения для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда В.В. Ермилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.