Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Даводзаи З., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 22.08.2019 г., на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08.10.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26.03.2019 г. по административному делу по иску Даводзаи З. к Департаменту образования г. Москвы о признании незаконным требования об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через официальный портал Мэра Москвы, признании незаконным бездействие в части обеспечения детей доступа к общему образованию, непринятия мер реагирования, обязании обеспечить зачисление детей в общеобразовательные учреждения г. Москвы рядом с местом фактического проживания,
установил:
Даводзаи З. обратился в суд с административным иском к Департаменту образования г. Москвы, в котором просил признать незаконным требование об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru/, так как в нем отсутствует возможность подачи заявления в общеобразовательные учреждения (школы) без указания адреса регистрации по месту жительства или пребывания; признать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы в части обеспечения детей семьи Даводзаи З. доступом к общему среднему образованию; непринятии мер реагирования в связи с заявлением от 20 апреля 2018 года.
Требования мотивированы тем, что 20.04.2018 года Даводзаи З. направил запрос в Департамент образования города Москвы с просьбой о разъяснении порядка поступления в общеобразовательные организации (школы) г. Москвы детей, не имеющих регистрации в г. Москве, и не имеющих вследствие этого возможности воспользоваться сервисами официального портала Мэра Москвы https://www.mos.ru/. В ответ заместителем начальника Управления по работе с обращениями граждан Юрасовой Т.А. сообщено, что прием граждан в образовательные организации возможен только посредством регистрации заявления на Портале. Однако с данным ответом Даводзаи З. не согласен, считает нарушающим права, так как отсутствует возможность подачи заявления о приеме детей в общеобразовательные организации (школы) города Москвы не через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru, при том, что через портал невозможно подать заявление о приеме в школу, если ребенок не имеет регистрации по месту жительства или пребывания в городе Москве, то есть нарушаются принципы всеобщего равного доступа к образованию, установленные российским законодательством и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 08.10.2018 года в удовлетворении требований Даводзаи З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26.03.2019 г. решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08.10.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с принятыми судебными актами.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 года N 32, согласно которому правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Согласно п. 9 указанного приказа прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Для приема в ОООД родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Таким образом, обязанность по зачислению детей на обучение возникает только в случае проживания ученика на закрепленной территории, либо при наличии свободных мест в классе.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (КИС "ГУСОЭВ").
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием Портала (www.mos.ru), при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы.
Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https://www.mos.ru/serviees).
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также то, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.
Судами установлено, что Даводзаи З. является отцом несовершеннолетних *, * года рождения, *, * года рождения, *, * года рождения и *, * года рождения.
20.04.2018 года административный истец направил в адрес административного ответчика заявление, в котором просил организовать возможность зачисления его детей в московскую государственную образовательную организацию (школу) без указания адреса и предоставления документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
22.05.2018 года Департаментом образования г. Москвы рассмотрено обращение Даводзаи З. и ему предоставлен ответ N *, согласно которому заявителю был разъяснен порядок приема граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования. Заявителю сообщено, что зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru. При подаче заявителем электронного заявления в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные, указанные в заявлении, не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости подтвердить указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения сведений, указанных в заявлении. Также в указанном ответе, заявителю было разъяснено, что при возникновении трудностей при регистрации электронного заявления он может обратиться в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований Даводзаи З, суд первой инстанции исходил из того, что действия должностных лиц административного ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства; административный ответчик выполнил требования Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так он зарегистрировал обращение Даводзаи З.(ст. 8), принял его к рассмотрению (ст. 9), рассмотрел, о чём заявителю дан ответ по существу (ст. 10, ст. 11), в установленный законом срок; заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика; непредставление детям административного истца мест в образовательных учреждениях связано исключительно с несоблюдением административным истцом порядка зачисления детей в образовательные организации г. Москвы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, как с правильными, мотивированными, основанными на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении закона, поскольку административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения прав и интересов административного истца, его несовершеннолетних детей, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; оснований полагать, что административным ответчиком нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется; на обращение заявителя Департаментом образования города Москвы дан письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в образовательную организацию (школу); реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий (бездействия) административного ответчика не зависит, административный истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться по вопросу зачисления в образовательные учреждения г. Москвы в Центр информирования о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами правильно применены нормы процессуального и материального права, судебные акты по своему содержанию соответствуют положениям ст.ст. 180, 311 КАС РФ, в них указаны обстоятельства, имеющие значение для административного дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы сторон также получили надлежащую правовую оценку, доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут повлечь отмену состоявшихся судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированными, доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов, не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Даводзаи З. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08.10.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26.03.2019 г. по административному делу по иску Даводзаи З. к Департаменту образования г. Москвы о признании незаконным требования об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через официальный портал Мэра Москвы, признании незаконным бездействие в части обеспечения детей доступа к общему образованию, непринятия мер реагирования, обязании обеспечить зачисление детей в общеобразовательные учреждения г. Москвы рядом с местом фактического проживания - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.