Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитников ФГУП "***" ***, *** на решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года, которым
постановление N 0093/03/712/ПП/2018 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей Шершень Ю.В. от 20 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "***", оставлено без изменения, жалобу - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0093/03/712/ПП/2018 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей от 20 марта 2018 года ФГУП "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.
На данное постановление защитником ФГУП "***" *** подана в Октябрьский районный суд г. Новороссийска жалоба об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая на недоказанность правонарушения, поскольку материалами дела не подтверждается, что Общество должно предоставить отчет о выполнении в 2017 году программы экологического контроля (мониторинга) за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ в акватории порта Новороссийск и захоронении грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в январе 2019 года. Данный отчет сдан своевременно после проведения работ в следующем календарном году, то есть в марте 2018 года.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 28 марта 2018 года жалоба передана по подведомственности в Тверской районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы вынесено указанное выше решение, об отмене которого просит защита по доводам жалоб, в соответствии с которыми, при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального и материального права, а именно, протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении законному представителю ФГУП "***" не направлялось; судьей применены нормы права, которые Обществу не вменялись, отчет сдан своевременно в соответствии с разрешением N 48М на захоронение отходов и других материалов (донного грунта), в котором предусматривается сдача отчетности ежегодно по итогам работ, то есть в течение года, следующего за отчетным.
В судебное заседание законный представитель ФГУП "***" не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку в суде защитника ***, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме, указав, что сроки сдачи отчетности о выполнении программы экологического контроля (мониторинга) статьями 34, 37 Закона о континентальном шельфе, а также другими нормами права не предусмотрены. В этой связи, а также с условиями разрешения N 48М на захоронение отходов и других материалов (донного грунта) отчетные материалы о выполнении программы производственного экологического контроля (мониторинга) за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ на акватории порта Новороссийск и захоронении грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, на подводном отвале N 922 по итогам 2017 года, - предоставлены своевременно в Федеральную службу в сфере природопользования 14 марта 2018 года (исх. N 0964) и Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО 14 марта 2018 года (исх. N 0963).
Также проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поданных жалоб, прихожу к следующим выводам.
Диспозиция ст. 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса,
Как следует из материалов дела, установлено нижестоящими инстанциями, 01 января 2018 года ФГУП "***" по адресу: Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7 совершено бездействие, не предоставлена в срок отчетность в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора (далее - Росприроднадзор), а именно:
в Росприроднадзор поступило письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01 марта 2018 года N ВС02-03-32/3974, при изучении которого было установлено, что по состоянию на 01 марта 2018 года ФГУП "***", в нарушение условий Разрешения N 48М на захоронение отходов и других материалов (донного грунта) на континентальном шельфе Российской Федерации, не представлена отчетность в Росприроднадзор.
Установлено, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187 - ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти. Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.
Во исполнение ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" ФГУП "***" получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 25 июля 2013 года N458.
На основании заключения экологической экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) 26 августа 2015 года ФГУП "***" выдано разрешение N 48М на захоронение отходов и других материалов (донного грунта) на континентальном шельфе Российской Федерации (далее Разрешение).
Согласно Разрешению места сброса расположено на континентальном шельфе РФ, а именно: район отвала донного грунта N 922. Район отвала донного грунта N 922 расположен в Черном море к югу от Керченского пролива на расстоянии 30 км от берега. Район ограничен окружностью радиусом 1 миля с центром в точке с координатами: 44°51' N 36°40' E. Сроки проведения работ в 2017 года истекли 20 ноября 2017 года.
При этом, отчетность о выполнении в 2017 году программы экологического контроля (мониторинга) за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ в акватории порта Новороссийск и захоронении грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в соответствии с разрешениемN 48М на захоронение отходов и других материалов (донного грунта) на континентальном шельфе Российской Федерации не представлена в Росприроднадзор.
В соответствии с условиями выданного разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации, на захоронение донного грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации заявитель, получивший разрешение, обязан осуществлять наблюдения за районом захоронения отходов и других материалов (донного грунта), извлечённых при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в районе захоронения и ежегодно по итогам работы представлять в Росприроднадзор отчётность по осуществлению указанных наблюдений.
Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ РФ от 03 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.
Как указано в Разрешении N 48М на захоронение отходов и других материалов (донного грунта) на континентальном шельфе Российской Федерации - предоставление отчетности в Росприроднадзор осуществляется ежегодно. В связи с тем, что действие вышеуказанного разрешения на захоронение истекло 20 ноября 2017 года, то есть в 2017 году, дата совершения административного правонарушения - 01 января 2018 года (следующий календарный год).
Действия ФГУП "***" нижестоящими инстанциями квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ верно.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и виновность ФГУП "***" в его совершении подтверждены: протоколом N 0093/03/712/ПП/2018 об административном правонарушении от 15 марта 2018 года, составленным уполномоченным должностным лицом - старшим государственным инспектором Росприродназора Шершень Ю.В, в отношении ФГУП "***", в нем подробно изложено существо правонарушения, приведены нормы права, нарушение которых вменяется ФГУП "***", составлен в присутствии защитника Кузьминой Е.Ю. по доверенности, права которой разъяснены в порядке ст. 25.1 и 25.5 КоАП РФ, права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены, с протоколом защитник ознакомлена, его копию получила, о чем собственноручно расписалась в нем; документами на захоронение отходов и других материалов (донного грунта) на континентальном шельфе Российской Федерации.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФГУП "***" в его совершении.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении и постановление не было направлено законному представителю Общества, противоречат письменным материалам дела, в соответствии с которыми протокол N *** об административном правонарушении от 15 марта 2018 года и постановление N *** от 20 марта 2018 года вручены лично в день их составления 15 марта 2018 года и соответственно 20 марта 2018 года защитнику по доверенности *** (л.д. 228-233, 332-337). В данной доверенности, указано, что *** представляет интересы ФГУП "***" (л.д. 227).
При этом, обязательного указания в доверенности получение процессуальных документов, в частности протокола об административном правонарушении и постановления, нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Таким образом, предписанный нормами КоАП РФ порядок получения протокола об административном правонарушении и постановления административным органом соблюден.
В этой связи, нарушения права на защиту Общества не усматривается.
Доводы жалобы о том, что ФГУП "***" сдан своевременно после проведения работ в следующем календарном году вышеуказанный отчет, то есть в марте 2018 года, был предметом проверки нижестоящих интенций, с выводами которых соглашаюсь.
Так, ФГУП "***" 26 августа 2015 года выдано разрешение N 48М по условиям которого Общество по итогам работы ежегодно предоставляет в Росприроднадзор отчетность о выполнении программы экологического контроля (мониторинга) за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ на акваториях портов и подводном отвале N 922 в рамках реализации проекта "Ремонтные дноуглубительные работы в порту Новороссийск на период 2013-2017 гг" (л.д. 219-221).
По состоянию на 01 марта 2018 года письмом заместителя руководителя Росприроднадзора исх. N *** ФГУП "***" направлено требование о предоставлении отчетности, в котором сообщалось о том, что на текущую дату не получена отчетность о выполнении в 2017 году программы экологического контроля (мониторинга) за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ на акваториях портов Новороссийск, Темрюк, Кавказ и ФВК N 50 и захоронении грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных работ, на подводном отвале N 922 в соответствии с разрешением N ***, письмо от 26 августа 2015 года (л.д. 216-217).
Действительно в ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" ФГУП "***" не указаны сроки сдачи отчетности, однако, это не свидетельствует о произвольном толковании Обществом срока сдачи спорного отчета.
При этом, внутренняя организация ФГУП "***" этапов работы экологического контроля (мониторинга), в частности, то что последний этап полного комплекса работ экологического контроля был завершен в начале 2018 года, не свидетельствует об отсутствии у ФГУП "***" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, - так как в разрешении N *** от 26 августа 2015 года четко определены сроки проведения работ: с 10 августа - 10 ноября 2016 года (92 дня); с 10 августа - 20 ноября 2017 года (102 дня), по итогам которых ФГУП "***" ежегодно должно предоставить в Росприроднадзор и в Департамент Росприроднадзора по ЮФО отчетность (л.д. 219, 221).
Таким образом, в срок, установленный в данном решении N 48М от 26 августа 2015 года - до 01 января 2018 года (следующий календарный год, после срока проведения работ: 20 ноября 2017 года), ФГУП "***" отчетность не сдана в Росприроднадзор.
Ссылка в жалобе на то, что судьей районного суда в своем решении указаны нормы права (приказ Минприроды от 24 марта 2014 года N 147 об утверждении Порядка предоставления отчетности), которые ФГУП "***" не вменялись, откланяются, поскольку указанное не повлекло необоснованного вменения иного состава статьи Кодекса.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01 января 2018 года, по итогам работы, срок которых установлен в разрешении N 48М от 26 августа 2015 года (до 20 ноября 2017 года) ФГУП "***" отчетность о выполнении в 2017 году программы экологического контроля (мониторинга) за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ в акватории порта Новороссийск и захоронении грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ не представлена в Росприродназдор в срок.
Данный отчет представлен в Росприроднадзор только 14 марта 2018 года письмом исх. N *** и в Департамент Росприроднадзора по ЮФО - 14 марта 2018 года письмом исх. N 0963 (л.д. 296-297, 294-295).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( ст. 2.1 КоАП РФ).
Поскольку ФГУП "***" не представлены доказательства того, что соблюдены экологические требования, то прихожу к выводу о виновном совершении Обществом вменяемого ему правонарушения, которое выразилось в не предоставлении в срок отчетности о выполнении работ за состоянием морской среды при производстве дноуглубительных работ в акватории порта Новороссийск и захоронении грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГУП "***" в пределах са нкции ст. 8.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения положения ст. ст. 2.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нахожу.
Постановление о привлечении ФГУП "***" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, который составляет один год.
Также не нахожу оснований для изменения решения судьи Тверского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года, поскольку выводы судьи о правомерности привлечения ООО " *** " к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 4.40 КоАП г. Москвы, - является явной технической опиской, так как из текста решения следует, что предметом судебного разбирательства являлось постановление N *** старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей от 20 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ФГУП "***", выводы о правомерности привлечения ФГУП "***" в решении содержаться. Данная техническая описка может быть исправлена в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление N 0093/03/712/ПП/2018 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей от 20 марта 2018 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП "***" оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.