Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Трунилина А.Т. и дополнительной жалобе защитника Трунилина А.Т. - адвоката Кулешова В.М. на постановление заместителя главного государственного инспектора в г.Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве N126/03/2018 от 01 ноября 2018 года и решение судьи Преображенского районного суда г.Москвы от 19 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т,
УСТАНОВИЛ:
19 апреля 2018 г. государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве в отношении должностного лица - генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в г.Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве N126/03/2018 от 01 ноября 2018 г, должностное лицо - генеральный директор ООО "СТП-Регион" Трунилин А.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением судьи Преображенского районного суда г.Москвы от 19 марта 2019г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО "СТП-Регион" Трунилин А.Т. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит об отмене решения судьи и постановления должностного лица, поскольку то обстоятельство, что часть здания, расположенного на земельном участке по адресу: г.Москва, ул. Монтажная, вл. 2а сдается ООО "СТП-Регион" в аренду под указанные в обжалуемом постановлении цели, само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, функциональное назначение здания относиться к вопросу использованию объекта недвижимости, а не земельного участка; деятельность, осуществляемая в помещениях административного здания, используется для обслуживания производственной деятельности, не запрещена действующим законодательством и полностью соответствует функциональному назначению административного здания; судья первой инстанции не дал никакой оценки доводам заявителя.
В судебном заседании Московского городского суда, генеральный директор ООО "СТП-Регион" Трунилин А.Т. и его защитник - адвокат Кулешов В.М. доводы жалобы поддержали, представили дополнительную жалобу, в которой заявитель признает факт размещения в административном здании столовой и спортивного зала, просил признать совершенное административное правонарушение малозначительным, поскольку Управление Росреестра по г.Москве ранее никаких претензий и требований в отношении данных объектов не предъявляло, Обществом проведена работа по прекращению договорных отношений с арендатором, который эксплуатировал спортивный зал, демонтированы внешние вывески столовой и фитнесс-клуба, ограничен доступ в столовую турникетом, просили учесть небольшой уровень заработка Трунилина А.Т, отсутствие негативных последствий, а также то, что само ООО "СТП-Регион" по данному факту также привлечено к административной ответственности с назначение административного штрафа в размере 700 000 руб.
Опрошенная в качестве свидетеля - представитель Управления Росреестра по г.Москве - государственный инспектор по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве В.а Э.В. в судебном заседании Московского городского суда просила в удовлетворении жалобы и дополнительной жалобы отказать, считая обжалуемые постановление и решение судьи законными и обоснованными, вынесенными при наличии достаточных доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании Обществом земельного участка.
Исследовав материалы дела, выслушав Трунилина А.Т. и его защитника - адвоката Кулешова В.М, поддержавших доводы жалоб, о просив в качестве свидетеля - представителя Управления Росреестра по г.Москве - государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве В.у Э.В, проверив доводы жалобы и дополнительной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны ( п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
Согласно ч. ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое в соответствии с п. 11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых было установлено до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В силу п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п. 4.2.7 указанного постановления Департамент городского имущества города Москвы принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Пунктом 5.1 постановления N 99-ПП установлено, что в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства) по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, и по другим вопросам.
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Разрешенное использование земельного участка в силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет согласно ст. 16 Закона о кадастре производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
На основании п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Также основополагающим принципом земельного законодательства, установленным п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность осуществления платы за использование земли подтверждается ст. ст. 42, 65 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями и, как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного обследования земельного участка по адресу: *, 16 апреля 2018 г. в 11 час. 00 мин, должностным лицом Управления Росреестра по г.Москве установлено, что данный земельный участок с кадастровым N* принадлежит на праве собственности ООО "СТП-Регион".
Видом разрешенного использования данного земельного участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства. Вместе с тем, на момент проведения административного обследования, земельный участок с кадастровым N* использовался под размещение и эксплуатацию на нем фитнес-клуба, столовой и офиса.
Действия должностного лица - генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т. квалифицированы по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом - генеральным директором ООО "СТП-Регион" Трунилиным А.Т. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, и его виновность в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно : протоколом об административном правонарушении; актом административного обследования объекта земельных отношений N 58 от 03.04.2018 со схематическим чертежом земельного участка и фототаблицей; ответом ДГИ г.Москвы о предоставлении информации о статусе земельного участка с кадастровым N * с указанием на вид разрешенного использования.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Вопреки мнению заявителя, изложенному в жалобе, в силу установленного Земельным кодексом РФ единого правового режима земельных участков, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка. В связи с этим содержание вида разрешенного использования земельного участка устанавливается с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Доводы жалобы о том, что деятельность, осуществляемая в помещениях административного здания, используется для обслуживания производственной деятельности, не запрещено действующим законодательством и полностью соответствует функциональному назначению административного здания, опровергаются собранными по делу доказательствами и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения.
Довод жалобы о том, что, судья первой инстанции не дал никакой оценки доводам заявителя, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения, поскольку из материалов дела усматривается, что доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в постановлении должностного лица и судебном решении. Выводы должностного лица и судьи первой инстанции о виновности генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т. в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ, приведенных выше нормах закона, и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Трунилина А.Т. в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Довод дополнительной жалобы о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.21. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т. от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Факт проведения ООО "СТП-Регион" работ по прекращению договорных отношений с арендатором, который эксплуатировал спортивный зал, демонтированы внешние вывески столовой и фитнесс-клуба, ограничения доступа в столовую турникетом, на что ссылается заявитель в дополнительной жалобе, лишь подтверждает факт наличия в действиях должностного лица Общества - генерального директора Трунилина А.Т. вмененного ему административного правонарушения, и не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
Другие доводы жалоб не влияют на правильность постановления должностного лица и решения судьи и не могут служить основанием для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Действия генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и действующим земельным законодательством РФ.
Административное наказание генеральному директору ООО "СТП-Регион" Трунилину А.Т. назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого административного правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в г.Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве N126/03/2018 от 01 ноября 2018 года и решение судьи Преображенского районного суда г.Москвы от 19 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "СТП-Регион" Трунилина А.Т, оставить без изменения, а жалобу Трунилина А.Т. и дополнительную жалобу защитника Трунилина А.Т. - адвоката Кулешова В.М. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.