Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Гостика" Геворковой Ю.В. на постановление начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы от 23.08.2018 N ***, решение судьи Пресненского районного суда Москвы от 24.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, в отношении ООО "ГОСТИКА" ,
УСТАНОВИЛ:
09.06.2018 ст. инспектором ОВМ ОМВД России по Пресненскому району ГУ МВД России по Москве в отношении ООО "ГОСТИКА" составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ.
Постановлением начальника ОВМ ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы N *** от 23.08.2018 ООО "ГОСТИКА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 24.04.2019 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "ГОСТИКА" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Гостика" Геворкова Ю.В. просит состоявшиеся по делу административные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения. В обоснование жалобы указал на отсутствие вины организации в нарушении требований миграционного законодательства.
Законный представитель ООО "Гостика" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил защитника Картошкина А.Е, который доводы жалобы подержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Картошкина А.Е, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ наступает за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания; сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Согласно ч.1, подп."а" п.2 ч.2 ст.20 того же Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации; постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания.
Исходя из положений п.3 ч.3, ч.3.1 ст.20 вышеназванного Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных пп."а" - "д" п.1 и пп."а" - "в" п. 2 ч. 2 настоящей статьи (т.е. в случае нахождения в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги); в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ предусмотрено, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев.
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч.ч.3 и 3.1 ст.20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч.10 настоящей статьи). Далее передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.
При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания, либо в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Аналогичный порядок постановки на миграционный учет установлен ст.20 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
На основании п.44 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Также пунктами 31, 33 того же Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9 определено, что форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой; администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
По смыслу ч.1 ст.24 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, 24.05.2018 в 17 час. 25 мин. в ходе приема граждан в Отделе по вопросам миграции ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы, расположенному по адресу: г.Москва, ***, установлен факт неисполнения принимающей стороной - ООО "Гостика" обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан в РФ. Принимающая сторона ООО "Гостика" при прибытии 22.05.2018 г. в место пребывания, расположенное по адресу: г.Москва, ***, гражданина ***, в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия в место пребывания, по 23.05.2018 включительно не представило непосредственно в территориальный отдел МВД либо через МФЦ, не направило почтовым отправлением, либо с использованием входящих в состав электросвязи средств связи бланка уведомление о прибытии вышеуказанного иностранного гражданина в место пребывания, тем самым ООО "Гостика" нарушило требования ч.1, подп."а" п.2 ч.2, п.3 ч.3 ст.20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства", п.20, п.22 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 г. N 9-ПП "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ".
Действия ООО "Гостика" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Гостика" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: рапортом сотрудника полиции *** А.В. от 24.05.2018;письменным объяснением *** Я.В.; письменным объяснением *** М.Г. от 29.05.2018; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.05.2018; протоколом об административном правонарушении от 09.06.2018, составленным в отношении ООО "Гостика" по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ; уведомлением о прибытии ***, из которого следует, что последний прибыл в место пребывания ООО "Гостика" 22.05.2018; уставом ООО "Гостика"; договором аренды нежилого помещения; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Гостика"; выпиской из АИС ЦБДУИГ в отношении гражданина ***;
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом, судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы должностного лица, а также судьи районного суда о виновности ООО "Гостика" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении настоящего дела. Не согласиться выводами должностного лица, судьи районного суда оснований не имеется.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом, судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
С учетом изложенного, наличие в действиях ООО "Гостика" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном решении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ООО "Гостика" в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Утверждение заявителя о том, что нарушение ООО "Гостика" сроков уведомления произошло при вине миграционного органа, так как 23.05.2018 сотрудник организации *** М.Г. попыталась сдать уведомления в ОВМ ОМВД Пресненского района г.Москвы, однако не смогла этого сделать, так как сотрудники отдела отказались принимать в нее документы в связи с окончанием времени их работы, не может быть принят судом во внимание, поскольку доказательств этому не представлено. Кроме того, в силу ч.1 ст.21 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающая сторона вправе была представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания как непосредственно в орган миграционного учета, так и иными способами, в т.ч. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направить его в установленном порядке почтовым отправлением.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Гостика", приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего миграционного законодательства, и при этом такое нарушение было допущено по независящим от организации причинам.
Иные доводы жалобы, в т.ч. довод о двойном наказании ООО "Гостика" за совершение одного правонарушения, не содержат в себе правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Гостика" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
В соответствии примечанием к ст18.9 КоАП РФ в случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности проверил дело в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда не свидетельствует о том, что ими допущены существенные нарушения КоАП РФ (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб. назначено юридическому лицу ООО "Гостика" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.
Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "Гостика" административного наказания в виде административного штрафа в указанном размере.
Само по себе включение организации в названный Реестр не является основанием для безусловного применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что вменяемое организации административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, признан несостоятельным.
В соответствии со ст.1 Закона о миграционном учете миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
На основании ч.1 ст.4 Закона о миграционном учете целями осуществления миграционного учета являются в том числе планирование развития территорий Российской Федерации; управление в кризисных ситуациях, а также защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Миграционный учет основывается на принципе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защите иных интересов Российской Федерации (п.4 ч.3 ст.4 Закона о миграционном учете).
Таким образом, несоблюдение принимающей стороной обязанности по своевременному уведомлению органа миграционного учета о прибытии и убытии иностранного гражданина, помимо иных негативных последствий, создает угрозу причинения вреда безопасности государства, следовательно, совершенное ООО "Гостика" административное правонарушение не соответствует признакам малозначительности.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Пресненскому району г.Москвы от 23.08.2018 N ***, решение судьи Пресненского районного суда Москвы от 24.04.2019 по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении ООО "Гостика" оставить без изменения, жалобу генерального директора Геворковой Ю.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.