Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Портновой Л.В.
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Сибай Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии, обязании выдать справку, взыскании неполученной социальной стипендии, судебных расходов и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фатикова Ю.А. обратилась в суд с иском к филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Сибай Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии, обязании выдать справку, взыскании неполученной социальной стипендии, судебных расходов и компенсации морального вреда. Исковые требования мотивировала тем, что 15.04.2019 года через интернет портал государственных услуг обратилась с заявлением в филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Сибаю и представила документы в целях получения государственной услуги: выдача справок для получения государственной социальной стипендии. На момент подачи заявления являлась студенткой 2 курса очной формы обучения на бюджетной основе ФГБУ Челябинского государственного института культуры, при этом получала государственную социальную стипендию, так как 24.04.2018 была признана малоимущим одиноко проживающим гражданином, поскольку филиалом Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Сибаю была предоставлена в университет справка для получения государственной социальной помощи. Для продолжения получения государственной социальной стипендии она обязана была до 01.04.2019 предоставить новую справку. 17.04.2019 ею был получен отказ в выдаче справки о праве на получение государственной социальной помощи в связи с тем, что среднедушевой доход выше прожиточного минимума.
В тот же день обратилась с письменным заявлением на имя директора филиала ГКУ РЦСПН по адрес A.M. с просьбой пересмотреть её обращение и дать объяснение причины отказа. дата получен отказ в выдаче справки о праве на получение государственной социальной помощи в связи с тем, что её среднедушевой доход за последние три месяца значительно превысил величину прожиточного минимума, составлявшую на момент обращения 8 784 руб. Однако, это произошло по причине того, что при расчете среднедушевого дохода за последние три месяца филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес включил в сумму расчета уже получаемую ею государственную социальную стипендию.
Просила признать незаконным отказ филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии N... от дата; обязать филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес выдать указанную справку, взыскать с ответчика в её пользу сумму неполученной государственной социальной стипендии с апреля 2019 года в размере 38550 рублей, т.к. ранее получаемая ею социальная стипендия составляла ежемесячно 12 850 рублей; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей; компенсацию причиненного морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения и Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Фатикова Ю.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая в обосновании доводов о том, что судом неправомерно включены в среднемесячный доход суммы социальной стипендии.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителя ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения - Козку А.А, полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что наряду с государственной академической стипендией назначается государственная социальная стипендия студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, получившим государственную социальную помощь, со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи (части 3 и 5 статьи 36).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенной категории граждан устанавливает Федеральный закон N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который получателями такой помощи признает малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иные категории граждан, предусмотренные этим законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, закрепляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи (статья 7 Федерального закона N 178-ФЗ).
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что Фатикова Ю.А. родилась дата, с дата зарегистрирована по адресу: адрес, что подтверждается паспортом истца серии N.., выданного Отделом УФМС России по РБ в адрес.
13 и 17 апреля 2019 года Фатикова Ю.А. обратилась в филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в котором указала себя, как живущей в неполной малоимущей семье, также указала о получении ею дохода в виде государственной академической стипендии за три предшествующих месяца до обращения в размере 6 780 рублей.
Одновременно, ФИО1 указала, что обучается в высшем учебном заведении по очной форме за счет бюджетных ассигнований. Доход её матери ФИО4 за последние три месяца, предшествующие обращению, составляет 14 459,78 руб.
Величина прожиточного минимума в Республике Башкортостан в среднем за месяц IV квартала 2018 года в расчете на душу населения установлена в размере 8 784 руб, для трудоспособного населения - 9 355 руб, пенсионеров - 7 193 руб, детей - 8 723 руб. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.03.2019 N 163.
По итогам рассмотрения заявления Фатиковой Ю.А. ответчик принял решение об отказе в выдаче справки о праве на получение государственной социальной помощи в связи с тем, что её среднедушевой доход за последние три месяца значительно превысил величину прожиточного минимума.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.
Согласно пп. "д" п. 1 указанного Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям.
Со ссылкой на вышеуказанные нормативные акты, суд пришел к выводу о том, что ежемесячно выплачиваемая Фатиковой Ю.А. социальная стипендия должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания ей государственной социальной помощи.
Судебная коллегия полагает, что позиция суда основана на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Из ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что государственная социальная стипендия назначается, в том числе, студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, право на получение государственной социальной стипендии имеют студенты, обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, относящиеся к определенной категории граждан, указанных в п. 2 ч. 2, ч. 3, 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; пункте 13 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 года N 1663).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 01.12.2007) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", действовавшим на момент вынесения решения, в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
В силу приведенных норм законодательства, при расчете среднедушевого дохода семьи не подлежали учету государственная социальная стипендия в размере 12 850 руб.
Статьей 1 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Как предусмотрено статьей 15 приведенного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно справке о доходах, выданной Челябинским государственным институтом культуры, Фатиковой Ю.А. за январь, февраль и март 2019 года начислено 48 990 руб, из которых, социальная стипендия составляет 38 550 руб.
Согласно справке, выданной ООО "... ", Фатиковой Н.И. за январь, февраль и март 2019 года начислено 14 459,78 руб.
Таким образом, среднедушевой доход истца на момент обращения к ответчику, составлял меньше величины прожиточного минимума в адрес за указанный период.
В связи с чем, решение Филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес Республики Башкортостан об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от 17.04.2019 года является незаконным.
Кроме того, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи истцу причинены убытки в виде неполученной им государственной социальной стипендии.
Поскольку Фатиковой Ю.А. 26.05.2019 года исполнилось 23 года, с Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу Фатиковой Ю.А. подлежат взысканию убытки за апрель и май 2019 года в размере 25 700 руб. (12850*2).
По смыслу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В данном случае, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельства, при которых причинен моральный вред, степень вины ответчика в нарушении прав истца, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, находя такой размер компенсации разумным и соразмерным.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса.
С Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Таким образом, решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от
10 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г.Сибай Республики Башкортостан об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от 17.04.2019 года.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу ФИО1 убытки в размере 25 700 руб, госпошлину в размере 300 руб, компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Портнова Л.В.
Справка: судья Суфьянова Л.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.