Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф,
судей Гибадуллиной Л.Г,
Портновой Л.В,
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО "Специализированный застройщик инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2019 года которым постановлено:
исковые требования Идрисовой В.Т, Нигматулиной Э.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить земельный участок в собственность за выкуп, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д.30Д с Идрисовой В.Т, с Нигматулиной Э.А. по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 629 от 29 декабря 2014 года "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках".
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Идрисова В.Т, Нигматулина Э.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить земельный участок в собственность за выкуп. В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками жилого дома с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: г..Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д.30Д, жилого дома с кадастровым номером N... расположенного по адресу: г..Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская 30Д, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 26 марта 2018 года, Выпиской из ЕГРН от 09 августа 2016 года. Земельный участок, расположенный по адресу г..Уфа, ул. Волжская д. 30Д фактически используется для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек и сформирован как объект недвижимости в 2007 года, что подтверждается Техническим паспортом от 22 апреля 2013 года, соответственно до введения Правил землепользования и застройки ГО г..Уфы РБ. Земельный участок использовался и используется по назначению. Функциональное использование земельного участка не изменилось. Границы земельного участка со смежными землепользователями не нарушены. Разногласий по факту владения, пользования, распоряжения домовладением и земельным участком отсутствуют. На обращения истцов в УЗИО Администрации ГО г..Уфы РБ с заявлением предоставить земельный участок с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Российская Федерация, г..Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д.30Д, в собственность за выкуп, было получено письмо N И-9705 от 06 августа 2018 года в котором УЗИО Администрации ГО г..Уфы отказало в передаче участка в собственность, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером N... не может быть предоставлен в частную собственность так как находится в границах красных линий.
Кроме того в отношении испрашиваемого земельного участка согласно сведеньям из ЕГРН не установлен вид разрешенного использования. 07 ноября 2018 года, истицы обратились в УЗИО Администрации ГО г..Уфы РБ с заявлением об установлении вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Российская Федерация, г..Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д.30Д, "для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трех надземных этажей", ответа на данное письмо получено не было. Истцы считают, что данный отказ в предоставлении земельного участка является неправомерным, нарушающим их конституционное право на приобретение земельного участка в собственность.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе АО "Специализированный застройщик инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан" просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя АО "Специализированный застройщик инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Шугаеву А.Х, поддержавшую доводы жалобы, представителя истцов Нигматуллиной Э.А. и Идрисовой В.Т. - Манахова К.П, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
В соответствии со ст. 18, 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Исходя из изложенного, выводы суда о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой как на его фактическое неиспользование по указанному назначению и отсутствие сведений о регистрации ограничения в отношении спорного земельного участка нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.
Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истцы являются собственниками жилых домов, расположенных на спорном земельном участке, который из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, он предоставлен для индивидуального строительства гражданам в 1945 году, какие-либо основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцов отсутствуют, а потому они имеют право на приобретение его в собственность за плату.
Судебная коллегия считает выводы суда незаконными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику жилого здания гарантировано право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в качестве обеспечения основополагающих принципов земельного законодательства - единства судьбы объекта и платности использования земли без проведения торгов (подпункты 5,7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178 - ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно абзаца второго части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из системного толкования положений статей 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что земельный участок не предоставляется в собственность, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (часть 11 статьи 1, подпункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 г. N 18-30).
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для предоставления в собственность за плату земельного участка собственнику жилого дома является установление факта принятия в отношении испрашиваемого земельного участка утвержденных по правилам Градостроительного кодекса документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения на нем объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом исследование вопроса о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, поскольку достаточным основанием для отказа в предоставление в собственность земельного участка является установление обстоятельств, изложенных в части 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцы Идрисова В.Т, Нигматуллина Э.А. являются собственниками жилых домов, соответственно, с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д.30Д, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09 августа 2016 года, и с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская 30Д, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26 марта 2018 года соответственно.
04 июля 2018 года истцы обратились в УЗИО Администрации ГО г. Уфы РБ с заявлением предоставить земельный участок с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д.30Д, в собственность за выкуп.
Письмом N И-9705 от 06 августа 2018 года УЗИО Администрации ГО г. Уфы отказало истцам в передаче участка в собственность, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером N... не может быть предоставлен в частную собственность так как находится в границах красных линий. Кроме того в отношении испрашиваемого земельного участка согласно сведеньям из ЕГРН не установлен вид разрешенного использования.
Как следует из письма Главного управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы РБ N2-1309/2019 25 марта 2019 года испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Красные линии на данную территорию утверждены Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфа РБ N 2677 от 30.06.2015 г, в составе проекта планировки жилого района "Затон-Восточный" в Ленинском районе ГО г. Уфы. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории, где в установленном законом порядке утвержден Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфа РБ N 1320 от 09.10.2017 г, в составе проекта планировки жилого района "Затон-Восточный" в Ленинском районе ГО г. Уфы. Информации о наличии договоров развития и застройки территории, проведения работ по расселению, изъятию, строительства объектов в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы РБ отсутствует.
Письмом от 25 марта 2019 года УЗИО Администрации ГО г. Уфы РБ сообщило, что в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью 2062 кв.м, по адресу: РБ, г. Уфа ул. Волжская 30Д утвержден Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфа РБ N 1320 от 09.10.2017 года, в составе проекта планировки жилого района "Затон-Восточный" в Ленинском районе ГО г. Уфы. Спорный земельный участок, находящийся по адресу: г. Уфа, ул. Волжская 30Д расположен в границах территории, в отношении которой заключен Договор N 37-РТ о развитии застроенной территории южной части жилого района Затон-Восточный" в Ленинском районе ГО г. Уфы.
Постановлением Администрации ГО г. Уфы РБ N 1320 от 09 октября 2017 года утвержден проект межевании территории кварталов N 18, 19, 20, 22, 24 южной части жилого района "Затон-Восточный" в Ленинском районе ГО г. Уфы, согласно которому испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах проектируемых участков П-19 и П-20.
Испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, установленных проектом планировки жилого района Затон-Восточный" в Ленинском районе ГО г. Уфы.
Постановлением Администрации ГО г. Уфа от 16 октября 2017 года N 1415 "О преобразовании МУП "ИСК г. Уфы" в акционерное общество" МУП "ИСК г. Уфы" преобразовано Акционерное общество "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Как следует из пункта 1.1 договора N ИСК 613 уступки прав по договору от 08 июля 2013 года N 37-РТ о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченного улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июля 2016 года ООО трест "Башгражданстрой" (сторона-1), с согласия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязался передать МУП "ИСК г. Уфы" (сторона-2) в полном объёме права и обязанности, предусмотренные договором о развитии застроенной территории южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченного улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 июля 2013 года N 37-РТ по итогам аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, а МУП "ИСК г. Уфы" обязался принять переданные права и обязанности.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 2677 от 30 июня 2015 года утвержден проект планировки южной части жилого района "Затон-Восточный", ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой "Уфа-Затон", рекой Белой в Ленинском районе ГО г. Уфа Республики Башкортостан. Указанным проектом на испрашиваемом земельном участке, расположенного в границах квартала N 20, предусмотрено строительство общеобразовательной школы на 860 учащихся и дорога регионального значения.
Таким образом, земельный участок и жилые дома истцов входят в территорию застройки, что усматривается из выше перечисленных постановлений и представленной выписки проекта планировки.
Судебная коллегия в рассматриваемом случае усматривает случай, когда в соответствии с федеральным законом испрашиваемый истцами земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Сам по себе факт нахождения на земельном участке жилых домов, принадлежащего истцам, не является безусловным и достаточным основанием для приобретения данного земельного участка в собственность.
Следовательно, совокупность установленных судебной коллегией обстоятельств указывает на отсутствие правовых оснований для предоставления в собственность истцам земельного участка.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не соответствует принципам законности, и обоснованности судебного постановления подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска ввиду его необоснованности.
Руководствуясь ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 мая 2019 года отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении иска Идрисовой В.Т, Нигматулиной Э.А. об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: г. Уфа, Ленинский р-н, ул. Волжская д. 30Д с Идрисовой В.Т, с Нигматулиной Э.А. по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 629 от 29 декабря 2014 года "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", - отказать.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Л.В. Портнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.