Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Троценко Ю.Ю,
судей Сагетдиновой А.М, Свистун Т.К,
при секретаре Рахимове Д.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буева ФИО6 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в стаж периодов работы, обязать назначить досрочную страховую пенсию, по апелляционной жалобе Буева С.А. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Свистун Т.К, судебная коллегия
установила:
Буев С.А. обратился в суд первой инстанции с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы, просил признать незаконным решение ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы об отказе в установлении пенсии N... от дата в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата - курсы повышения квалификации, с дата по дата - дни предоставляемые донорам, с дата по дата - в должности спасателя 2 класса в Приволжском поисково-спасательном отряде МЧС России, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанных периодов, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с дата Полагает, что отказ во включении указанных периодов нарушает его права на назначение досрочной страховой пенсии.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 г. постановлено:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в стаж периодов работы, об обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан от дата N... в части не включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения курсов повышения квалификации с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дней, предоставляемых донорам с дата по дата.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды прохождения курсов повышения квалификации с дата по дата (24 дня), с дата по дата (17 дней), с дата по дата (24 дня), с дата по дата (16 дней), с дата по дата (22 дня), с дата по дата (17 дней), дни, предоставляемые донорам с дата по дата (2 дня).
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о признании решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан N 62 от 08.04.2019 в части не включения периода работы с 05.11.2003 по 25.01.2004, об обязании включения периода работы с 05.11.2003 по 25.01.2004 в должности спасателя 2 класса в Приволжском поисково-спасательном отряде МЧС России и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 18.11.2018 - отказать.
Не согласившись с указанным решением суда, Буев С.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (части 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных "ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702: Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной-работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1,2,3 класса, спасателям международного класса.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Установлено, что 2 ноября 2018 г. Буев С.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 62 от 8 апреля 2019 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Буеву С.А. отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 15 лет, стаж исчислен общей продолжительностью 14 лет 04 месяца 23 дня.
В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды в том числе с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата - курсы повышения квалификации, с дата по дата - дни, предоставляемые донорам.
Разрешая иск в части требований о включении в специальный стаж периода работы с дата по дата, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из трудовой книжки следует, что Буев С.А. работает с дата.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от дата N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Наличие квалификации спасателя само по себе не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно ч. 1 ст. 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника свидетельствует лишь об уровне знаний и профессиональных навыков работника.
Критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются: занятость спасателей в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", п. 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм права в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению только периоды, когда спасатель принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015. Пунктом 47 данных Правил установлено, что исчисление продолжительности периодов работы производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).
Из справки N 33 от 20 ноября 2018 г, выданной филиалом "Уфимский поисково-спасательный отряд МЧС России" ФГКУ Приволжского регионального поисково-спасательного отряда следует, что спасатель 1 класса Буев С.А. принял участие в спасательных работах 26 января 2004 г.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, иск в части требований о включении в специальный стаж периода работы с 5 ноября 2003 г. по 25 января 2004 г. не подлежит удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы в части несогласия с отказом суда первой инстанции в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку требование о назначении пенсии носит заявительный характер, что при включении спорных периодов в специальный стаж право на пенсию на момент обращения 02.11.2018 и на 18.11.2018 не определяется у Буева С.А, а сведений о работе после указанной даты в материалы дела не представлено, как и не представлено сведений об отсутствии с 18.11.2018 периодов, подлежащих включению в специальный стаж.
Учитывая, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 02.11.2018 и на 18.11.2018, даты указанной в иске Буев С.А. не имел требуемого 15-летнего стажа на соответствующих видах работ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии с 18.11.2018.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны содержанию искового заявления, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Буева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.