Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я., судей Александровой Н.А., Гибадуллиной Л.Г.
при секретаре Рахимове Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации ГО г.Уфа РБ на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 06 июня 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения Карманова И.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карманов И.Н, Нугуманов А.И, Мухаметзянова Р.А. обратились в суд с иском к Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г.Уфа РБ о признании незаконным бездействия по необеспечению уличным освещением внутригородской дороги, обязании обеспечить уличным освещением внутригородскую дорогу. В обоснование требований указали, что на улице Юрмаш села Федоровка Калининского района ГО г. Уфа от дома N2 до её пересечения с улицей Галечная нет ни одного фонаря освещения, что влечет опасность передвижения граждан по улице.
В феврале 2018 года истец обращался в Администрацию ГО г.Уфа РБ, администрацию Калининского района ГО г. Уфа РБ и прокуратуру Калининского района ГО г. Уфа с заявлением об обеспечении уличным освещением микрорайона с. Федоровка, в том числе улицы Юрмаш. Согласно ответу из Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ от 02 апреля 2018 года N 72-03-692/19 проведены проектно-изыскательские работы, после проведения госэкспертизы будет проведен аукцион на выполнение строительно-монтажных работ. Однако до сих пор освещение по улице Юрмаш не проведено.
Истцы просили признать незаконным бездействие Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ и Администрации ГО г. Уфа РБ по необеспечению уличным освещением внутригородской дороги улицы Юрмаш в микрорайоне Федоровка Калининского района города Уфы, обязать обеспечить уличным освещением внутригородскую дорогу в селе Федоровка Калининского района города Уфы - ул. Юрмаш от адрес до ее пересечения с ул. Галечная, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда в качестве соответчика по делу привлечено Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа РБ.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 06 июня 2019 года исковые требования к Администрации ГО г.Уфа РБ, Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа РБ удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ГО г.Уфа РБ, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, ставит вопрос о его отмене, указывая, что согласно Положению об Управлении коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.Уфа РБ Управление осуществляет деятельность в области благоустройства, внешнего оформления города и коммунального хозяйства, выступает заказчиком по муниципальным контрактам по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию объектов благоустройства и дорожной инфраструктуры, по строительно-монтажным работам и работам, непосредственно связанным с сетями уличного освещения. Проведение работ по освещению улицы предусмотрены программой на 2019-2033 годы, начнутся в 2019 году. Решение суда администрацией неисполнимо, поскольку полномочиями в данной сфере наделено Управление.
Неявившиеся на апелляционное рассмотрение дела лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с подпунктами 5 и 19 части 1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В силу п.п. 1, 5 и 25 ч.1 ст.16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электроснабжения населения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Аналогичные положения содержатся в п.п.4 ч.2 ст.32.1 Устава Городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст.18).
Пункт 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся, в том числе, и объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Часть 1 ст. 34 данного закона предусматривает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно Решению Совета городского округа адрес РБ от 02 июля 2009 года N17/7 "Об утверждении Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" наружное освещение - совокупность элементов, предназначенных для освещения в темное время суток магистралей, улиц, площадей, парков, скверов, бульваров, дворов и пешеходных дорожек города.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, дороги, проезды, набережные, парки, скверы, бульвары, которые должны иметь наружное освещение в темное врем суток.
Не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отсутствие искусственного освещения на улицах повышает аварийность на участках дороги. Способствует совершению преступлений, безопасность на улице непосредственно связана с фактором освещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на улице Юрмаш села Федоровка Калининского района ГО г.Уфа не имеется фонарей освещения, имеются электрические столбы (электроопоры) на которых отсутствуют фонари освещения, отсутствует освещение дорог.
В феврале 2018 года истец обращался в Администрацию ГО г.Уфа РБ, Администрацию Калининского района ГО г. Уфа РБ и прокуратуру Калининского района ГО г. Уфа с заявлением об обеспечении уличным освещением микрорайона с. Федоровка, в том числе улицы Юрмаш.
Согласно ответу Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ от 02 апреля 2018 года проведены проектно-изыскательские работы, после проведения госэкспертизы будет проведен аукцион на выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно ответу Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации ГО г.Уфа РБ от 31 мая 2019 года разрабатывается программа по модернизации сетей наружного освещения на территории ГО г.Уфа РБ, рассчитанная на 2019-2033 гг. В 2019 году первоочередными объектами для выполнения работ по устройству систем наружного освещения на территории города обозначены детские дошкольные и школьные учреждения, а также подходы к ним. Устройство систем наружного освещения по ул. Юрмаш и ул. Галечная будет включена в данную программу.
Дав оценку указанным обстоятельствам, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, пришел к верному выводу об удовлетворении иска к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.Уфа РБ и Администрации ГО г.Уфа РБ, поскольку последняя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования (ст.6 Бюджетного кодекса РФ, п.5 ч.2 ст.40 устава), а Управление - отраслевым подразделением администрации подчиняется главе администрации и его заместителю по ЖКХ, осуществляет деятельность в области благоустройства, внешнего оформления города и коммунального хозяйства. Согласно п.2.8 данного Положения Управление выступает заказчиком по муниципальным контрактам и иным договорам в целях исполнения функций Управления в том числе, по проектированию, строительству, реконструкции (модернизации) капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов сетей уличного освещения. Администрация Калининского района ГО г.Уфа РБ подобными полномочиями не наделена. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на применении норм материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Турумтаева Г.Я.
Судьи
Александрова Н.А.
Гибадуллина Л.Г.
Справка: судья Ибрагимова Ф.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.