Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Г.Г.
Портновой Л.В.
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии муниципального района адрес Республики Башкортостан и представлению прокурора адрес Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
административные исковые требования Ильясова Б.Г. удовлетворить частично.
Признать решение Территориальной избирательной комиссии муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N... об отказе Ильясову Б.Г, выдвинутому путем самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N.., незаконным.
Обязать Территориальную избирательную комиссию муниципального района адрес Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление Ильясова Б.Г. от дата о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N... Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В удовлетворении административных исковых требований Ильясова Б.Г. в остальной части - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильясов Б.Г. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии муниципального района адрес Республики Башкортостан об отмене решения избирательной комиссии и возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Территориальная избирательная комиссия муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее по тексту - ТИК), в нарушение части 4.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, не уведомила его о проведении проверки подписных листов в его поддержку. Копии официальных документов и ведомость проверки, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными, ему предоставлены не были. Административный истец полагает, что решение рабочей группы противоречит пункту 7 статьи 38 Федерального закона от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку он был лишен возможности написать мотивированное возражение на основе копий официальных документов.
Административному истцу не были выданы ведомость проверки подписей и заверенная копия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N.., а был выдан лишь итоговый протокол от дата о проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения в кандидата в депутаты.
Кроме того, административный истец указывает, что избирательной комиссией неправильно сделан вывод об отсутствии необходимых данных о сборщике подписей, поскольку подписи он собирал самостоятельно, информация о месте его проживания известна комиссии из подписного листа и других документов, подаваемых им в качестве кандидата. С учетом изложенных обстоятельств, административный истец просил суд отменить решение избирательной комиссии и зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес РБ по одномандатному избирательному округу N...
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением, Территориальная избирательная комиссия муниципального района адрес РБ подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и положениям статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
адрес Республики Башкортостан внесено представление, в котором поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, с указанием на то, что доводы суда о том, что адрес проживания лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, может содержать неполные сведения, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства, не свидетельствует о соблюдении представленных подписных листов Ильясовым Б.Г. требований Федерального закона от дата N 67-ФЗ.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, заключение прокурора Муратовой Е.М, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N... назначены выборы депутатов Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан пятого созыва.
Указанное решение официально опубликовано в газете "Иглинские вести", на информационном стенде в здании администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес РБ по адресу: адрес, на официальном сайте органов местного самоуправления сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Решением Территориальной избирательной комиссии муниципального района адрес РБ дата N... утверждена рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых избирательными объединениями, кандидатами на выдвижение и регистрацию при проведении выборов в депутаты Советы сельских поселений муниципального района адрес Республики Башкортостан дата.
дата в ТИК поступило заявление о согласии баллотироваться от кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостана по одномандатному избирательному округу N... Ильясова Б.Г. в порядке самовыдвижения.
дата Ильясов Б.Г. представил в ТИК комплект документов на регистрацию кандидата в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостана по одномандатному избирательному округу N... Ильясова Б.Г, в том числе, подписные листы с подписями избирателей в количестве 13 подписей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
дата со стационарного телефона ТИК 8 (34795) 2-14-64 Ильясову Б.Г. по номеру N... передана телефонограмма со следующим текстом: "Приглашаетесь на заседание рабочей группы по рассмотрению Вашего подписного листа дата к 14.00 час. в кабинете N... ТИК МР адрес РБ".
В присутствии кандидата Ильясова Б.Г. членами рабочей группы в составе Гайсиной Х.С. (председатель рабочей комиссии, секретарь ТИК), Галимовой А.А. (заместитель председателя рабочей группы, член ТИК с правом решающего голоса), Стафеевой И.А. (член рабочей группы, заместитель председателя ТИК) была произведена проверка представленных Ильясовым Б.Г. подписных листов, в результате которой было выявлено, что Ильясовым Б.Г. в подписных листах указаны неполные сведения о месте его проживания, а именно: подписной лист содержит 11 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ильясова Б.Г. В сведениях о лице, удостоверяющего подписной лист указаны: фамилия, имя, отчество Ильясова Б.Г, дата, месяц и год его рождения, серия и номер паспорта, дата его выдачи, имеется подпись и дата ее внесения. В качестве места проживания указано "РБ, Иглинский район". В подписном листе N 2 содержатся аналогичные указания в графе "подписной лист удостоверяю:".
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования и признавая решение ТИК об отказе Ильясову Б.Г. в регистрации кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район по одномандатному избирательному округу N 6, незаконным, незаконным, пришел к выводу о том, что адрес проживания лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, может содержать неполные сведения, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства. Из текста представленных Ильясовым Б.Г. подписных листов представляется возможным определить точное место его жительства.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда в силу нижеследующего.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 поименованного федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, использование карандаша не допускается, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 названного федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (пункт 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
То обстоятельство, что кандидат в депутаты ФИО2 Б.Г. самостоятельно осуществлял сбор подписей, не освобождает его от соблюдения требований, установленных частью 12 статьи 37 Федерального закона от дата N 67-ФЗ.
Отсутствие сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в подписных листах на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от дата N 67-ФЗ, влечет недействительность всех подписей в подписном листе.
По смыслу статей 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок заполнения и заверения подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты не является произвольным, а производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми данным Федеральным законом, в том числе, к форме подписного листа, несоблюдение которых является основанием для отказа в регистрации.
При этом, закон не содержит положений о том, что отсутствие полных сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, в случае если сбор подписей осуществляется самим кандидатом не является нарушением. Также закон не содержит каких-либо исключений по порядку оформления подписных листов в этом случае.
Поскольку соблюдение формы подписного листа является обязательным, у территориальной избирательной комиссии имелось предусмотренное законом основание для отказа в регистрации кандидата.
Доводы суда о том, что адресом места проживания лица, осуществляющего сбор подписей избирателей может содержать неполные сведения, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства, не свидетельствует о соблюдении при оформлении Ильясовым Б.Г. представленных подписных листов требований Федерального закона от дата N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 5 статьи 2 которого включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и не допускает уменьшения соответствующего объема информации в подписных листах.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Ильясова Б.Г. об отмене решения избирательной комиссии и возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного производства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Ильясова Б.Г. к Территориальной избирательной комиссии муниципального района адрес Республики Башкортостан об отмене решения избирательной комиссии и возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты - отказать.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Портнова Л.В.
справка: судья Сафина Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.