Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А, Куловой Г.Р.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, судебная коллегия
установила:
Сагидуллина З.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ по тем основаниям, что истцу принадлежат на праве собственности земельный участок местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес, и жилой дом на указанном земельном участке.
Сагидуллина З.С. обратилась с заявлением в администрацию СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ о присвоении почтового адреса земельному участку и жилому дому. Согласно ответу N1614 от 22 октября 2018 года в присвоение почтового адреса отказано на основании того, что земельный участок расположен в непосредственной близости с водоемом, являющимся водным объектом, расположен в 30 метрах от береговой полосы водного объекта, а следовательно, имеет место нарушение водного законодательства в части нарушения охранной зоны водного объекта, а также отсутствует документация по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с ГрК РФ.
Считая отказ незаконным, административный истец просила признать отказ администрации СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ в присвоении почтового адреса незаконным и обязать присвоить почтовый адрес земельному участку и жилому дому.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года признаны действия администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по отказу Сагидуллиной З.С. в присвоении почтового адреса земельному участку и расположенному на нем жилому дому незаконными. Суд обязал администрацию Сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан присвоить почтовый адрес земельному участку, и расположенному на нем жилому дому.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить, указав, что для определения адресообразующих элементов, с целью присвоения адреса объектам, необходимо проведение определенной процедуры, предусмотренной ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сагидуллиной З.С. принадлежат на праве собственности земельный участок c кадастровым номером N.., общей площадью 600 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: территории предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, и жилой дом площадью 93,8 кв.м, расположенный на указанном земельном участке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Сагидуллина З.С. обратилась с заявлением в администрацию СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ о присвоении почтового адреса земельному участку и жилому дому.
Согласно ответу N1614 от 22 октября 2018 года в присвоение почтового адреса отказано на основании того, что земельный участок расположен в непосредственной близости с водоемом, являющимся водным объектом, расположен в 30 метрах от береговой полосы водного объекта, следовательно, имеет место нарушение водного законодательства в части нарушения охранной зоны водного объекта, а также отсутствует документация по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с ГрК РФ.
Удовлетворяя административные исковые требования Сагидуллиной З.С, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для отказа в присвоении принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку и жилому дому почтового адреса отсутствуют. С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он подтверждается совокупностью доказательств по делу.
На основании статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, присвоение адресов объектам адресации.
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 443-ФЗ установлено, что Правительство РФ осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство РФ Постановлением от 19 ноября 2014 года N 1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил к адресообразующим элементам относятся: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства.
В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется: а) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.
Пунктом 40 Правил установлено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как усматривается из пунктов 5, 8 - 11, 14 - 18, 40 вышеуказанных Правил, указание административного ответчика на то, что земельный участок расположен в непосредственной близости с водоемом, являющимся водным объектом, расположен в 30 метрах от береговой полосы водного объекта, следовательно, имеет место нарушение водного законодательства в части нарушения охранной зоны водного объекта, а также отсутствует документация по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с ГрК РФ не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации, что было принято судом первой инстанции во внимание.
При этом следует отметить, что Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ в случае выявления нарушений законодательства при использовании земельного участка не лишена права требовать от собственника устранения данных нарушений в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения объекту адреса ввиду необходимости подготовки документации по планировке территории является неубедительным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу названных законоположений заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Административным ответчиком не оспорено, что заявителем к заявлению были приложены все документы, перечисленные в пункте 34 Правил.
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29 октября 2002 года N 150, в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 предусмотрено, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления. Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Исходя из положений Федерального закона N 210-ФЗ орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания муниципальной услуги, за которой обратился заявитель.
Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.
В этой связи на административного истца негативные последствия отсутствия у муниципального органа проекта планировки территории сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ возложены быть не могут.
При таких данных, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по изученным материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Справка: судья Шакирова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.