Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А, Кривцовой О.Ю.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Минязева И.М. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я, выслушав объяснения представителя призывной комиссии Орджоникидзевского района ГО г. Уфа, военного комиссара Орджоникидзевского района и Калининского района г. Уфа Республики Башкортостан - Федосеевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минязев И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и призывной комиссии Республики Башкортостан о признании решения, действий (бездействия) незаконными.
Заявленные требования мотивированы тем, что в весенний призыв 2019 года на заседании призывной комиссии ему вручена повестка на отправку к месту прохождения военной службы на 24 апреля 2019 года, что служит доказательством принятия в отношении него решения о его призыве на военную службу. Минязев И.М. указывает, что им были представлены медицинские документы, подтверждающие наличие у него заболевания "... )", являющегося основанием для признания его "В"-ограниченно годен к военной службе по статье 24 Расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, однако его жалобы на состояние здоровья были проигнорированы. Полагает, что врачи-специалисты не учли имеющиеся у него заболевания, не получили данные о результатах его анализов, вследствие чего неверно определили ему категорию годности к военной службе, что повлекло принятию призывной комиссией незаконного решения о его призыве на военную службу. Считает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу.
После уточнения требований просил признать незаконными действия призывной комиссии Орджоникидзевского района ГО г. Уфа по реализации решения осенней призывной кампании 2018 года о его призыве на военную службу, бездействие призывной комиссии Орджоникидзевского района ГО г.Уфа в непринятии нового решения о его призыве на военную службу в рамках весенней призывной кампании 2019 года, бездействие призывной комиссии Республики Башкортостан в непринятии решения по отмене решения нижестоящей призывной комиссии в рамках осенней призывной кампании 2018 года о его призыве на военную службу, обязать призывную комиссию Орджоникидзевского района ГО г.Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем проведения в отношении него медицинского освидетельствования.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Минязев И.М. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, по основаниям, указанным в иске.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 4 статьи 26 Закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 названного закона установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Положениями пункта 1 статьи 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно нормам статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Минязов И.М. состоит на воинском учете в военном комиссариате Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому и Калининскому районам г. Уфы Республики Башкортостан с 25 февраля 2015 года, как гражданин, подлежащий призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от 01 октября 2018 года истец признан "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (показатель предназначения - 4), призван на военную службу и предназначен для прохождения военной службы в сухопутных войсках. На основании статей 47б, 59в, 34г графы I Расписания болезней и таблицы дополнительных требований (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) выставлен диагноз:...
Выполнение указанного решения приостанавливалось в порядке п. 7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до вступления в законную силу (05 марта 2019 г.) решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы РБ от 31 января 2019 г. по административному делу N 2а-521/2019, которым оспариваемое Минязевым И.М. решение о его призыве на военную службу признано судом законным и обоснованным.
Согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
Исходя из смысла норм, установленных пунктами 21, 22 Положения призыве на военную службу граждан Российской Федерации, права гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в судебном порядке и признанного судом незаконным, восстанавливаются путем его отмены с оформлением мотивированных записей в протоколе заседания комиссии, учетной карте призывника и удостоверении гражданина, подлежащего призыву.
Полномочия призывной комиссии субъекта РФ в части исполнения п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации установлены п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400.
Из анализа указанной нормы следует, что на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения, в числе прочих, о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям, которая, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу. До принятия данного решения в отношении граждан старших возрастов (20 лет и старше) члены призывной комиссии заслушивают военного комиссара, представившего личные дела призывников, о причинах, по которым эти граждане не были представлены на сборный пункт для отправки к местам прохождения военной службы с занесением в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации вновь принятое решение.
Выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации, оформленные в установленном порядке, помещаются в личные дела призывников и возвращаются в военные комиссариаты.
В военном комиссариате с получением личного дела призывника в течение 3 рабочих дней производится запись в графе 7 протоколов призывной комиссии об отмене решения с указанием даты, номера протокола и принятого призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения (повторно призывник в протокол не записывается).
Следовательно, п. 51 Инструкции предусматривает отмену нереализованного решения о призыве на военную службу только после установления причины, по которой оно не было не реализовано, не возлагая при этом на призывную комиссию обязанность по отмене нереализованного решения при условии установления неуважительной причины неявки на отправку к месту прохождения военной службы либо если это выходит за рамки ее полномочий (в случае рассмотрения судом административного дела об оспаривании законности принятого решения). В противном случае законодатель не предусматривал бы действия призывной комиссии, направленные на установление таких причин.
Уважительными причинами ненаправления граждан на сборный пункт для отправки к местам прохождения военной службы являются обстоятельства, установленные п. 2 ст. 7 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также возникновение оснований (после принятого решения о призыве) для предоставления отсрочек и освобождений, нахождения граждан под следствием, отсутствие задания на призыв для определенной категории граждан, которых невозможно предназначить для службы в определенных родах и видах войск, либо выполнение установленного задания.
При установлении причины, свидетельствующей о неуважительной причине неявки гражданина, материалы подлежат направлению в следственные органы, как то установлено п. 2 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на день завершения призыва решение о призыве Минязева И.М. было приостановлено на время рассмотрения судом дела об оспаривании решения призывной комиссии, то у призывной комиссии не имелось оснований его отмены как нереализованного, иное бы подменяло полномочия суда, как органа правосудия, принимающего окончательное решение в споре о праве, противоречило бы принципу разделения властей.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Довод жалобы о наличии у призывной комиссии Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ обязанности по пересмотру заключения о категории годности к военной службе по его заявлению в рамках контрольного обследования и повторного освидетельствования, в связи с изменением состояния его здоровья в порядке, предусмотренном п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, основан на неверном толковании норм права, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Порядок пересмотра заключений установлен только для военно-врачебных комиссий в отношении категории лиц, определенных пп. "а" п. 3 указанного Положения в соответствии с пп. "з" п. 3 Положения. Граждане, подлежащие призыву, к указанной категории лиц не относятся, в отношении них военно-врачебные комиссии выносить заключения о категории годности не полномочны.
Порядок изменения категории годности граждан, не пребывающих в запасе, в случаях выявления у них отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву, предусмотрен нормами, установленными п. 102 Положения о военно-врачебной экспертизе и п. 3 ст. 29 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" во взаимосвязи с п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Оценка состояния здоровья граждан с учетом возможных изменений осуществляется в рамках работы призывной комиссии Республики Башкортостан при их медицинском осмотре, поскольку порядок призыва граждан на военную службу предусматривает не только оценку состояния здоровья призывников в рамках работы призывной комиссии района путем проведения их освидетельствования, но и в рамках работы призывной комиссии субъекта РФ - путем проведения медицинского осмотра перед направлением к месту прохождения военной службы, т.к. со дня вынесения решения о призыве гражданина на военную службу до дня его отправки к месту прохождения военной службы могут произойти изменения его состояния здоровья.
Так, в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья, граждане, в соответствии с п. 2 ст. 29 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, в рамках работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр, который осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
При этом, в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.
Поскольку Минязев И.М. на медицинский осмотр не явился, медицинские документы в обоснование состояния его здоровья либо заключение независимой военно-врачебной экспертизы не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований признания прав и законных интересов призывника нарушенными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минязова И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Турумтаева Г.Я.
Судьи Александрова Н.А.
Кривцова О.Ю.
Справка: судья Г.З. Фахрисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.