Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А, Кривцовой О.Ю.
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указывает, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан 08 декабря 2015 года и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, юридический адрес: 450065, адрес.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года N 26, на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.
В ходе ревизии регистрационного дела установлено, что некоммерческая организация не исполняет обязанность, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N212, согласно которым некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации не позднее 15 апреля года, следующим за отчетным, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Однако данные обязанности Некоммерческой организацией с 2015 по настоящее время неоднократно не исполнены. За 2015-2017 годы информация не представлена. В связи с этим, 06 июня 2018 года и 09 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в адрес некоммерческой организации вынесены предупреждения N02/03-19-4437 и N02/03-19-8087 об устранении указанных нарушений в срок до 23 июля 2018 года и до 10 декабря 2018 года соответственно, однако данные нарушения некоммерческой организацией не устранены. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении ответчиком обязанностей, предусмотренных п. 3 и п. 3.2 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Истец просил ликвидировать Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2019 года требования иска удовлетворены.
В апелляционной жалобе генеральный директор АНО ДПО "Техника-Пром" Джалилова Г.Р. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" зарегистрирована 08 декабря 2015 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.
С 2015 года указанная организация не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
С того же времени Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" не публиковала в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о своей деятельности.
06 июня 2018 года и 09 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в адрес некоммерческой организации вынесены предупреждения N02/03-19-4437 и N02/03-19-8087 об устранении указанных нарушений в срок до 23 июля 2018 года и до 10 декабря 2018 года соответственно, однако данные нарушения некоммерческой организацией не устранены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Между тем в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, ответчик с 2015 года не представлял в Управление Министерства юстиции РФ по РБ указанную информацию и не размещало в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о своей деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Как видно из материалов дела, судебное извещение на подготовку к рассмотрению дела, назначенную на 21 февраля 2019 года, направлено ответчику 08 февраля 2019 года по адресу регистрации в ЕГРЮЛ: адрес, вернулось в суд с отметкой "истек срок хранения". Извещение на судебное заседание, назначенное на 12 марта 2019 года, направлено истцу 26 февраля 2019 года по этому же адресу, вернулось в суд с отметкой "истек срок хранения".
В соответствии с частью 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Пунктом 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрена обязанность лиц, участвующих в деле, до судебного заседания известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Судом участники процесса заблаговременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, что полностью соответствует требованиям главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с ч.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п. 63, 67 Постановления Пленума Верховного от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского Кодекса РФ", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких объективно установленных обстоятельствах, принимая во внимание положения статьи 45 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в силу которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, судебная коллегия полагает законным и обоснованным рассмотрение дела судом первой инстанции при имевшейся явке.
Довод апелляционной жалобы о том, что организация не получала предупреждений Минюста России, не может повлечь отмену состоявшегося решения, так как предупреждение о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и считаются доставленными и в том случае, когда по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или организация не ознакомилась с предупреждением (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу ст. ст. 1, 54 Гражданского кодекса РФ именно по месту своего нахождения юридическое лицо обязано обеспечить возможность сообщения с ним, получения адресованных ему юридически значимых сообщений, а также несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции.
Довод жалобы о том, что организация своевременно сдает отчетность о своей деятельности, отклоняется судебной коллегией, как не подкрепленный доказательствами.
Таким образом, нарушения или неправильного применения закона судом при рассмотрении настоящего дела не допущено. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Техника-Пром" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н. А Александрова
О.Ю. Кривцова
Справка: судья Фахрисламова Г.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.