ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-952/2019
03 сентября 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханановой А.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александрова ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Александров А.К. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером... ; нежилое помещение с кадастровым номером... ; нежилое помещение с кадастровым номером... ; нежилое помещение с кадастровым номером...
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчету ООО "Центр оценки и права" N125-19 от 24 июня 2019 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... ; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 6... руб.
Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, нарушают его права как налогоплательщика, увеличивая сумму налогов.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Административный истец Александров А.К. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав материала дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 24.15 вышеуказанного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Установлено, что административному истцу Александрову А.К. на праве собственности принадлежат: нежилое помещение с кадастровым номером... ; нежилое помещение с кадастровым номером... ; нежилое помещение с кадастровым номером... ; нежилое помещение с кадастровым номером.., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 июля 2019 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09 июля 2019 года: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... руб.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО "Центр оценки и права" N125-19 от 24 июня 2019 года, согласно которому: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 06 августа 2019 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Технологии оценки и экспертизы".
Согласно заключению эксперта ООО "Технологии оценки и экспертизы" Карева И.В. N19/08-02 от 20 августа 2019 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет... руб.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО "Технологии оценки и экспертизы" Каревым И.В, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как их собственника, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО "Технологии оценки и экспертизы" Карева И.В. N19/08-02 от 20 августа 2019 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Александрова ФИО8 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 16 июля 2019 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.