ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 29 августа 2019 года
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 31 июля 2019 года) жалобу защитника Шайхетдинова Ф.Р. Падалко О.Н. на вступившие в законную силу постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Исламгулова С.Ф. от 09 октября 2018 года, решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Башсельхозтехника" Республики Башкортостан Шайхетдинова Ф.Р,
УСТАНОВИЛА:
постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Исламгулова С.Ф. от 09 октября 2018 года N АГЗ-325/18, оставленным без изменения решением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2018 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 года, должностное лицо - генеральный директор Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Башсельхозтехника" Республики Башкортостан (далее - ГУСП "Башсельхозтехника" РБ, предприятие) Шайхетдинов Ф.Р. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не соглашаясь с указанными выше постановлением должностного лица и судебными решениями, Шайхетдинов Ф.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на наличие процессуальных нарушений, допущенных при оформлении материалов дела и проверке их в суде.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе закупок) исполнение контракта включает в себя кроме прочего приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе закупок, приемка поставленного товара, выполненной работы осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
В соответствии с пунктом 2.4.32 трудового договора от 12 февраля 2018 года руководитель предприятия обязан, в том числе организовывать работу предприятия по исполнению Закона о контрактной системе закупок.
Согласно пункту 2.4.12 трудового договора от 12 февраля 2018 года руководитель предприятия обязан также обеспечивать соблюдение финансовой дисциплины.
Из материалов дела следует и предыдущими судебными инстанциями установлено, что прокуратурой Уфимского района по заданию прокуратуры Республики Башкортостан от 19 февраля 2018 года N 21-8-2018/9805 была проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в деятельности ГУСП "Башсельхозтехника" РБ.
Проверкой установлено, что предприятием дата заключен контракт N... с ООО "... " на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУСП "Башсельхозтехника" РБ за 2017 год.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта его цена составляет... рублей.
Согласно пункту 2.3 контракта оплата услуг осуществляется в форме безналичного расчета, по факту оказанных услуг, в течение 15 рабочих дней с момента подписания сторонами акта оказанных услуг.
дата ГУСП "Башсельхозтехника" РБ и ООО "... " по контракту N... подписан акт приема-передачи аудиторских услуг, согласно которому, услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУСП "Башсельхозтехника" РБ за 2017 год оказаны в полном объеме.
Вместе с тем, вопреки требованиям указанных выше правовых норм предприятием оплата поставленного товара в течение 15 рабочих дней в ООО "... " с момента подписания акта приема-передачи выполненных работ не произведена.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя прокурора адрес Республики Башкортостан ФИО6 от дата; справкой по результатам проверки от дата; контрактом N... от дата с приложением и актом приема-передачи от дата; приказом N... -к от дата о назначении Шайхетдинова Ф.Р. на должность генерального директора ГУСП "Башсельхозтехника" РБ; приказом лс-36/18 от дата о вступлении Шайхетдинова Ф.Р. в должность генерального директора ГУСП "Башсельхозтехника" РБ; трудовым договором от февраля 2018 года, оцененными административным органом, судами первой и второй инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в том числе и с точки зрения законности их получения.
Аналогичные нарушения закона выявлены при исполнении следующих государственных контрактов:
N... от дата, заключенному с ООО "... " на поставку канцелярских товаров;
N... от дата, заключенному с ООО "... " на дератизацию и дезинсекцию производственно-бытовых помещений ГУСП "Башсельхозтехника" РБ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ГУСП "Башсельхозтехника" РБ Шайхетдинова Ф.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе закупок должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В свою очередь, вопреки изложенным в жалобе доводам прихожу к выводу, что вышеуказанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения генеральным директором ГУСП "Башсельхозтехника" РБ Шайхетдиновым Ф.Р. своих должностных обязанностей по контролю за осуществлением Управлением полномочий муниципального заказчика. При этом, имея реальную возможность надлежащим образом соблюсти требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, он не проявил в необходимой степени внимательность и предусмотрительность и не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. В результате им не обеспечено исполнение заказчиком предусмотренных муниципальным контрактом обязательств по своевременной оплате выполненных работ.Доводы Шайхетдинова Ф.Р. о том, что в Закон о контрактной системе закупок были внесены изменения, улучшающие его положение как лица, привлеченного к административной ответственности, несостоятельны.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 29 июня 2018 года N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Закон о контрактной системе закупок внесены изменения, в частности, в статье 15 часть 2.1 изложена в следующей редакции:
"2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:
1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Указанная правовая норма вступила в законную силу 29 июня 2018 года.
Таким образом, с 29 июня 2018 года все унитарные предприятия могут проводить закупки за счет собственных средств по Федеральному закону N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Между тем из смысла и содержания п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2018 года N 174-ФЗ) следует, что закупки унитарных предприятий без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ могут осуществляться по Федеральному закону N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" только при наличии обновленного Положения о закупке и плана закупки, размещенного в ЕИС (единой информационной системе) в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
Согласно пункту 12 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" до 01 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в 2018 году.
Вышеприведенные изменения, внесенные в Закон о контрактной системе закупок, касаются заказчиков, которые выполнили требования пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе закупок и разместили обновленное положение о закупках в ЕИС.
Следовательно, данные изменения не могут быть применены к правоотношениям, возникшим у ГУСП "Башсельхозтехника" РБ в связи с исполнением обязательств по контрактам, заключенным предприятием по Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ и ранее действовавшим на предприятии положению о закупке и плану закупки.
Тщательный анализ собранных по делу доказательств, основанная на законе их правильная оценка, а также системный анализ законодательства в рассматриваемой сфере позволили административному органу, а также судьям первой и второй инстанций установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства. Доводы Шайхетдинова Ф.Р. о невиновности в совершении правонарушения проверены, оценены и обоснованно признаны несостоятельными.
Таким образом, бездействие Шайхетдинова Ф.Р. правильно квалифицировано по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
При возбуждении дела об административном правонарушении, оформлении соответствующих материалов, его рассмотрении уполномоченным органом и вынесении решений по результатам рассмотрения жалоб судьями районного суда и Верховного Суда Республики Башкортостан нарушений норм материального права и процессуальных требований, в том числе повлиявших на выводы, сделанные по данному делу, не допущено.
Оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений, а также для прекращения производства по делу не установлено.
Постановление о привлечении генерального директора ГУСП "Башсельхозтехника" РБ Шайхетдинова Ф.Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Шайхетдинову Ф.Р. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ с соблюдением требований, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Исламгулова С.Ф. от 09 октября 2018 года, решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Башсельхозтехника" Республики Башкортостан Шайхетдинова Ф.Р, оставить без изменения, жалобу его защитника Падалко О.Н. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
Председателя Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Р. Усманова
Справка:
федеральный судья Кузнецова А.В.
судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.
N 44а-1340/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.