ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 12 сентября 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Гизатуллин А.А, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 13 августа 2019 года) жалобу руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Газстройсервис" Потехина А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан от 26 апреля 2019 года и решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газстройсервис",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан от 26 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Газстройсервис" (далее - ООО "Газстройсервис") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, руководитель ликвидационной комиссии ООО "Газстройсервис" Потехин А.В. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, возвратить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, исследовав доводы заявителя, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение указанного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 25 вышеназванного закона).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, дата заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Республики Башкортостан было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газстройсервис" с целью проверки фактов, изложенных в обращении ФИО3 (л.д. 7 - 9). В п. 13 данного распоряжения указано о представлении документов ООО "Газстройсервис", необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (личной карточки руководителя формы Т-2, документов, регулирующих систему оплаты труда, трудового договора с ФИО3, заявлений и приказов о приеме на работу (об увольнении), расчетных листов за 2018 год, январь 2019 года, платежных поручений с реестрами, расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей, табелей учета рабочего времени, справки о задолженности по заработной плате, пояснительной записки причин невыдачи запрашиваемых документов ФИО3). С распоряжением директор юридического лица ознакомлен дата.
Согласно ответу директора ООО "Газстройсервис" ФИО4 от дата общество не имеет возможности представить сведения о трудовых отношениях с ФИО3 ввиду их отсутствия. Вся документация общества, в том числе кадровая (трудовые договоры, приказы о приеме на работу, документы, устанавливающие порядок выплаты заработной платы, бухгалтерские документы), находится у прежнего директора ФИО5, действующему директору не передана; данный вопрос находится на рассмотрении органов МВД РФ (л.д. 10).
Поскольку документы на проверку не были предоставлены, рассмотреть обращение ФИО3 не представилось возможным, о чем составлен акт проверки от дата (л.д. 11 - 13).
Действия ООО "Газстройсервис", выразившиеся в невыполнении требования о предоставлении для проведения проверки документов, чем было создано препятствие для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверки, образуют объективную сторону состава вменяемого ему административного правонарушения.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:
протоколом об административном правонарушении от дата, при составлении которого директору ООО "Газстройсревис" ФИО4 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д. 3 - 5);
копией обращения ФИО3 от дата (л.д. 6);
копией распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республики Башкортостан от дата о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газстройсервис" в период с 06 марта по дата (л.д. 7 - 9);
копией ответа директора ООО "Газстройсервис" ФИО4 от дата о невозможности представления документов (л.д. 10);
копией акта проверки от дата (л.д. 11 - 13).Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены судебными инстанциями в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доказательств принятия ООО "Газстройсервис" всех зависящих от него мер по представлению запрашиваемых распоряжением должностного лица документов в материалах дела не имеется, заявителем не представлено, судебными инстанциями не добыто.
Факт привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ не свидетельствует о том, что юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), повлекшее невозможность проведения проверки, образует состав иного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обязывающую юридическое лицо в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы, несостоятельна, поскольку данная норма регулирует отношения, возникающие в ходе проведения внеплановой документарной проверки. В рассматриваемом случае имела место внеплановая выездная проверка. Требование должностного лица надзорного органа о предоставлении документов, изложенное в распоряжении о проведении проверки, согласуется с положениями ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Довод жалобы о составлении протокола об административном правонарушении и акта проверки ранее истечения указанного в распоряжении от 06 марта 2019 года срока проведения проверки (20 рабочих дней) также необоснован.
Пунктом 8 распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республики Башкортостан предусмотрена дата начала проведения проверки - дата и дата, не позже которой проверка должна быть окончена - дата. дата должностным лицом составлен акт о невозможности рассмотрения обращения ФИО3 в связи с непредставлением ООО "Газстройсервис" документов. При этом юридическое лицо сослалось на невозможность представить истребованные документы в день начала проверки 06 марта 2019 года.
Сведения о том, что в последующем до составления протокола об административном правонарушении ООО "Газстройсервис" представило необходимые для проведения проверки документы, в материалах дела отсутствуют.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи районного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.
Ссылка в жалобе на то, что при назначении административного наказания судья не учел факт отношения привлекаемого к административной ответственности лица к субъектам малого предпринимательства, не применил положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, не свидетельствует о незаконности постановленных судебных актов.
На основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Газстройсревис" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и применено в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, что является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных мировым судьей и судьей районного суда обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы судей о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан от 26 апреля 2019 года и решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газстройсервис" оставить без изменения, жалобу руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Газстройсервис" Потехина А.В. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан А.А. Гизатуллин
Справка:
мировой судья Шахмуратов Р.И.
федеральный судья Байрашев А.Р.
N 44а-1342/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.