Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В,
при секретаре Конкине Д.А,
с участием прокурора Махмудова Э.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Вячеслава Николаевича о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 26 февраля 2019 г. N 283 "О внесении изменений в решение совета депутатов Гостицкого сельского поселения от 29.11.2012 N 206 "О порядке содержания и ремонта дорог местного значения на территории Гостицкого сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области" (с изменениями, внесёнными решением совета депутатов Гостицкого сельского поселения от 27.11.2018 N 269)",
установил:
26 февраля 2019 г. советом депутатов муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее - Совет депутатов) принято решение N 283 "О внесении изменений в решение совета депутатов Гостицкого сельского поселения от 29.11.2012 N 206 "О порядке содержания и ремонта дорог местного значения на территории Гостицкого сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области" (с изменениями, внесёнными решением совета депутатов Гостицкого сельского поселения от 27.11.2018 N 269)", которое 27 февраля 2019 г. официально опубликовано в официальном приложении N 5 (527) к газете "Знамя труда" и на официальной сайте муниципального образования в Интернете www.adm-gostici.ru.
Названным решением Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, утверждённый решением совета депутатов Гостицкого сельского поселения от 27 ноября 2018 г. N 269, дополнен строкой 21 следующего содержания: местоположение дороги общего пользования: от дороги регионального значения Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп до границы населённого пункта д. Подпорожек (в сторону реки); вид покрытия: щебёночное; протяжённость (км): 0,150 (далее - дорога общего пользования местного значения ) (пункт 1). Общую протяжённость дорог вместо 7,499 км установлено читать 7,649 км (пункт 2).
Алексеев В.Н, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:39, расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, деревня Подпорожек, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанного решения недействующим, ссылаясь на его противоречие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушение своих прав собственника, поскольку дорога, о которой идёт речь в оспариваемом решении, размещена на его земельном участке.
Совет депутатов, не оспаривая указанные административным истцом обстоятельства, в письменных возражениях выразил несогласие с заявленными требованиями и указал, что оспариваемый документ законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, принят в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов Алексеева В.Н. не нарушают.
Земельный участок с кадастровым номером 46:28:0120001:39 был образован из земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:19, который состоял из двух уровней, между которыми проходила дорога общего пользования, протяжённостью 150 м, что подтверждается архивными документами, датированными 1997 г.
В феврале 2018 г. администрация поселения обратилась в ООО "Алидада" для изготовления технического плана на дорогу общего пользования местного значения, расположенную в кадастровом квартале 46:28:0120001 д. Подпорожек. Однако указанная организация сообщила, что кадастровый учёт грунтовых и щебёночных дорог не производится, кроме того, данная дорога включена в состав земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:19.
В апреле 2019 г. в рамках исполнения договора на выполнение работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о положении границ территориальных зон (зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3) администрацией поселения также получен ответ от МП "Архитектор" о том, что в ходе проведения работ была выявлена ошибка, допущенная кадастровым инженером, осуществлявшим постановку границ земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:19 на государственный кадастровый учёт, заключающаяся в том, что дорога была включена в состав земельного участка. Аналогичная ошибка была допущена кадастровым инженером и в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:5. Администрации поселения было предложено уведомить правообладателей о необходимости обращения в соответствующую организацию, уполномоченную на исправление реестровой ошибки путём исключения проезда (дороги) из площади земельного участка.
При проведении работ по постановке на государственный кадастровый учёт границ земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:19 согласование с администрацией поселения не производилось.
В ходе судебного разбирательства судом произведена замена процессуального положения администрации муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация поселения) с административного ответчика на заинтересованное лицо, а также к участию в деле заинтересованным лицом привлечена администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (далее - администрация района).
В судебном заседании представитель административного истца Колесник Т.Н. требования административного иска поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель Совета депутатов Камышев В.Н, представитель администрации поселения Лебедев В.Ф. и представитель администрации района Станкевич Н.Л, поддержав правовую позицию, изложенную в письменных возражениях Совета депутатов, просили административному истцу в удовлетворении требований отказать.
Алексеев В.Н, извещённый о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд не явился.
Выслушав объяснения представителя административного Колесника Т.Н, представителя административного ответчика Камышева В.Н. и представителей заинтересованных лиц Лебедева В.Ф. и Станкевич Н.Л, исследовав письменные доказательства и допросив в качестве свидетеля Васильеву С.О, заслушав заключение прокурора Махмудова Э.Т, полагавшего, что административное исковое заявление должно быть удовлетворено, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
о местном самоуправлении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Областным законом Ленинградской области от 10 июля 2014 г. N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" указанный вопрос местного значения закреплён за сельскими поселениями Ленинградской области.
В пункте 5 части 1, части 2 статьи 13 Федерального закона 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Согласно уставу муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, утверждённому решением Совета депутатов от 20 февраля 2017 г..N 153, вопросы, указанные пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона о местном самоуправлении, являются вопросами местного значения названного сельского поселения (пункт 2 части 2 статьи 3); Совет депутатов является представительным органом муниципального образования, который состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным округам, образуемым на территории поселения. Заседание совета депутатов правомочно, если на нём присутствуют не менее 50% от числа избранных депутатов. Совет депутатов решает вопросы, отнесённые к его компетенции, на заседаниях (части 1, 4, 13 статьи 18, 19); одной из форм муниципального нормативного правового акта является решение Совета депутатов (пункт 3 части 2 статьи 34); Совет депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом о местном самоуправлении (часть 5 статьи 35); официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в официальном печатном средстве массовой информации поселения, установленного решением Совета депутатов. Датой опубликования муниципального правового акта является дата выхода номера официального печатного издания, содержащего его публикацию.
Обнародованием муниципальных правовых актов являются доведение их содержания до населения посредством их размещения для ознакомления граждан: на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления поселения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (статья 36); муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты вступают в силу немедленно после их принятия (подписания лицом, уполномоченным на это данным уставом), если федеральным законами, законами Ленинградской области или самим правовым актом не предусмотрено иное (часть 2 статьи 37).
Решением Совета депутатов от 13 декабря 2005 г. N 18 "О печатном средстве массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации" в качестве печатного средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации муниципального образования определена газета "Знамя труда" (приложение).
Решение Совета депутатов, являющееся предметом нормоконтроля по настоящему делу, принято на заседании 26 февраля 2019 г, на котором присутствовало 10 депутатов. По результатам обсуждения за принятие решения проголосовало 10 депутатов. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Совета депутатов от 26 февраля 2019 г. N 51 и регистрационным листом депутатов, присутствовавших на данном заседании.
Таким образом, оспариваемый документ принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, в предусмотренной форме и опубликован в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Алексеев В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:39, площадью 2 417 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, деревня Подпорожек, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 4 июня 2018 г.
Согласно этой же выписке кадастровый номер 46:28:0120001:39 присвоен земельному участку 3 апреля 2018 г.
То обстоятельство, что дорога, по поводу которой возник административный спор, размещена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Алексееву В.Н, подтверждается административным ответчиком и привлечёнными к участию в деле заинтересованными лицами, следует из пояснений свидетеля Васильевой С.О, занимающей должность ведущего специалиста администрации муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области и являвшейся докладчиком на заседании Совета депутатов проекта оспариваемого решения, а также постановлением администрации поселения от 6 марта 2019 г. N 25-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Гостицкого сельского поселения".
Кроме того, в материалах дела имеется договор от 22 февраля 2019 г. N 28, заключённый между администрацией поселения (заказчиком) и муниципальным предприятием "Архитектор" муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области (исполнителем), на выполнение работ по формированию документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о территориальных зон, и их оформление в Росреестре, а именно: подготовка Карты-плана территориальных зон: Ж-3, зона застройки индивидуальными жилыми домами, содержащих графическое и текстовое описание.
16 апреля 2019 г. МП "Архитектор" уведомило администрацию поселения о том, что выявлено включение части дороги (проезда) в д. Подпорожек в границы земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:0120001:19 и 46:28:0120001:5.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209); в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (пункты 1 - 3 статьи 212); имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215).
В соответствии с пунктом 3 части 1, частями 3 и 9 статьи 5 Федерального закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются в том числе на автомобильные дороги местного значения. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).
Из приведённых правовых положений в их системном единстве следует, что автомобильные дороги общего пользования местного значения сельского поселения могут располагаться, как правило, на землях, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для использования неограниченного круга лиц.
В то же время, федеральный законодатель допускает возможность изъятия земельных участков для муниципальных нужд, но исключительно по основаниям и в порядке, установленном законом.
В частности, абзацем девятым пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено изъятие земельных участков для муниципальных нужд, связанных со строительством и реконструкцией автомобильных дорог местного значения, в порядке, установленном главой VII.1 данного кодекса.
Доказательства того, что при размещении автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером 47:28:0120001:39, Советом депутатов соблюдены требования, установленные абзацем девятым пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации и главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суду не представлены, следовательно, оспариваемое решение вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, а потому подлежит признанию недействующим.
Доводы Совета депутатов о том, что автомобильная дорога в силу фактического землепользования, сложившегося задолго до приобретения административным истцом земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:39, располагалась на указанном земельном участке, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Согласно упомянутой выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 4 июня 2018 г. каких-либо ограничений прав и обременений в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:39 в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Из кадастрового дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 46:28:0120001:39 образован из земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:19.
Право собственности на земельный участок возникло у Алексеева В.Н. на основании договора купли-продажи от 7 мая 2018 г, заключённого с продавцом ФИО1
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющейся в открытых и общедоступных источниках информации (сайт указанной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.rosreestr.ru, раздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:19 также не зарегистрировано ограничений прав и обременений.
В соответствии с картой функциональных зон с отображением планируемых размещения таких зон, картой с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения генерального плана муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 46:28:0120001:39 относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно карте градостроительного зонирования территорий с особыми условиями использования правил землепользования и застройки упомянутого муниципального образования (с учётом изменений) земельный участок с кадастровым номером 46:28:0120001:39 находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии отображаются в документации по планировке территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 1 части 5 статьи 43) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (статья 23).
Возможность нанесения красных линий на карты генерального плана муниципального образования предусматривалась пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции 6 о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150, действовавшей до 23 июля 2018 г, а также пунктами 3.8 и 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введённой в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, в случае совмещения генерального плана и проекта детальной планировки".
В муниципальном образовании Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области проект планировки территории не принят.
Доказательств того, что в составе генерального плана муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области утверждены карты, на которых отображены красные линии, относящие часть земельного участка с кадастровым номером 46:28:0120001:39 к территории общего пользования, административным ответчиком не представлено.
Следовательно, существующее и планируемое размещение автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 46:28:0120001:39 Советом депутатов не подтверждено.
Учитывая, что автомобильная дорога общего пользования местного значения оспариваемым актом размещена не только на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 46:28:0120001:39, но и на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 46:28:0120001:5, суд считает, что оспариваемый документ подлежит признанию недействующим в той мере, в которой названным решением установлено местоположение автомобильной дороги общего пользования местного значения от дороги регионального значения Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп до границы населённого пункта д. Подпорожек (в сторону реки), протяжённостью 0,150 км, в границах земельного участка с кадастровым номером 47:28:0120001:39.
Поскольку оспариваемое решение применялось, а потому действовало, оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Алексеева Вячеслава Николаевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение совета депутатов муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 26 февраля 2019 г. N 283 "О внесении изменений в решение совета депутатов Гостицкого сельского поселения от 29.11.2012 N 206 "О порядке содержания и ремонта дорог местного значения на территории Гостицкого сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области" (с изменениями, внесёнными решением совета депутатов Гостицого сельского поселения от 27.11.2018 N 269)" в той мере, в которой названным решением установлено местоположение автомобильной дороги общего пользования местного значения от дороги регионального значения Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп до границы населённого пункта д. Подпорожек (в сторону реки), протяжённостью 0,150 км, в границах земельного участка с кадастровым номером 47:28:0120001:39.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном приложении к газете "Знамя труда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 19 сентября 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.