Дата вступления в законную силу - 24 июля 2019 г.
Санкт-Петербургский городской суд с участием присяжных заседателей в составе:
председательствующего, судьи Графовой Н.В,
присяжных заседателей
с участием государственного обвинителя, прокурора отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Санкт-Петербурга Павлычевой Ю.А,
подсудимых Габараева А.А, Кокоева М.Т,
защитников, адвокатов Федюшкина И.А, представившего удостоверение N*** и ордер N*** от "дата" (в защиту Габараева А.А.); Виноградова Ю.Ю, представившего удостоверение N*** и ордер N Н *** от "дата", Смирновой Л.В, представившей удостоверение N*** и ордер *** от "дата" (в защиту Кокоева М.Т.),
потерпевшей Г.Н.А,
при секретаре Керимовой В.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
ГАБАРАЕВА А. А.ндровича, "... ", ранее не судимого,
- обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33, п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ;
КОКОЕВА М. Т, "... ", ранее не судимого,
- обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. "з" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 222 УК РФ;
УСТАНОВИЛ:
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от "дата" подсудимый Кокоев М.Т. признан виновным в совершении следующих действий:
Не позднее "дата" у дома "... " в "адрес" приобрел у неустановленного лица 9 мм самозарядный пистолет конструкции Макарова (ПМ), заводской N***, 1993 г. выпуска, и не менее 8 патронов к нему; не позднее 06 часов 29 минут "дата" перенес при себе в одежде указанный пистолет с патронами в количестве не менее 8 штук в поезд N*** С "Владикавказ - Санкт-Петербург", где передал их проводнику поезда, а по прибытии на данном поезде в Санкт-Петербург не позднее 06 часов 03 минут "дата" забрал у проводника пистолет и патроны.
Около 08 часов 30 минут "дата" прошел в одну из комнат квартиры "... " в Санкт-Петербурге, в которой проживала Г.З.Э, где произвел в нее из вышеуказанного пистолета Макарова (ПМ) не менее 3 выстрелов в голову, грудь, область верхних конечностей, в результате чего от огнестрельных пулевых проникающих сквозных ранений головы с повреждением головного мозга и груди с повреждением легочного ствола, аорты, сердца и левого легкого, сопровождавшихся развитием острой массивной кровопотери, последовала смерть Г.З.Э. на месте происшествия. После этого Кокоев М.Т. с места происшествия скрылся; пистолет с оставшимися в нем 5-ю патронами выбросил в реку Неву;
Этим же вердиктом коллегии присяжных заседателей признано недоказанным, что подсудимый Габараев А.А. совершил следующие действия:
Являясь наследником Г.З.Э. по завещанию, в июле 2014 года
решиллишить ее жизни с целью завладения принадлежащим ей имуществом, в том числе и комнатой в квартире "... " в "адрес"; в это же время в "адрес" для осуществления задуманного привлек Кокоева М.Т. за денежное вознаграждение в размере 1 300 000 рублей, получил его согласие, сообщил, что Г.З.Э. проживает в "адрес" по адресу: "... " в коммунальной квартире: не позднее "дата" в "адрес" передал Кокоеву М.Т. часть обещанного вознаграждения за лишение жизни Г.З.Э. в размере не менее 1 000000 рублей; не позднее 06 часов 29 минут "дата" там же передал ему следующую часть вознаграждения в размере не менее 150000 рублей.
Не позднее "дата" с целью обеспечения безопасности Кокоева М.Т. в "адрес", из "адрес", посредством сотовой связи и электронной почты через агентство по бронированию квартир "ЮЛ1" подыскал квартиру для временного проживания Кокоева М.Т. в "адрес" по адресу: ул. "... "; в период времени с 06 часов 03 минут до 06 часов 42 минут "дата", находясь в "адрес", посредством сотовой связи по телефону 8-*** указал Кокоеву М.Т, прибывшему в "адрес", маршрут движения к дому Г.З.Э, после чего Кокоев М.Т. около 08 часов 30 минут "дата" прошел в одну из комнат квартиры "... " в Санкт-Петербурге, в которой проживала Г.З.Э, где из вышеуказанного пистолета конструкции Макарова (ПМ) произвел не менее 3 выстрелов в голову, грудь, в область верхних конечностей потерпевшей, в результате чего от огнестрельных пулевых проникающих сквозных ранений головы с повреждением головного мозга и груди с повреждением легочного ствола, аорты, сердца и левого легкого, сопровождавшихся развитием острой массивной кровопотери, последовала ее смерть на месте происшествия.
Убедившись в смерти Г.З.Э, в период времени с "дата" по "дата" выплатил Кокоеву М.Т. оставшуюся часть обещанного денежного вознаграждения в размере не менее 150000 рублей.
Таким образом, подсудимый Габараев А.А. по обвинению в совершении вышеуказанных действий, квалифицированных следствием по ч. 3 ст. 33, п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, как организация убийства, т.е. умышленного причинения смерти другому человеку, из корыстных побуждений, по найму, подлежит оправданию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.
Действия подсудимого Кокоева М.Т, связанные с лишением жизни Г.З.Э, были квалифицированы следствием по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, по найму.
Поскольку в соответствии с вердиктом все действия Кокоева М.Т. совершены без участия Габараева А.А, а действия Габараева А.А. о найме Кокоева М.Т. для убийства Г.З.Э. и передаче ему за это денежного вознаграждения признаны недоказанными, из обвинения Кокоева М.Т. подлежит исключению такой квалифицирующий признак, как убийство по найму, в связи с чем
содеянное им суд квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. При этом суд исходит из того, что его действия, выразившиеся в производстве выстрелов из огнестрельного оружия в голову и грудь Г.З.Э, свидетельствуют о том, что он осознавал общественную опасность своих действий, предвидел наступление общественно-опасных последствий в виде смерти потерпевшей, желал ее наступления и достиг именно этого результата, т.е. действовал с прямым умыслом на убийство.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей Кокоев М.Т. признан виновным в том, что "дата" у д. "... " в "адрес" Осетии, у неустановленного лица, без соответствующего разрешения, приобрел 9 мм самозарядный пистолет конструкции Макарова (ПМ), заводской N***, 1993 г. выпуска, отечественного производства, заводского изготовления, а также не менее восьми 9 мм пистолетных патронов к нему; хранил и носил их при себе в одежде по территории "адрес"; не позднее 06 часов 29 минут "дата" принес на железнодорожный вокзал "адрес" по адресу: ул. "... ", в поезде N*** "Владикавказ - Санкт-Петербург" передал на временное хранение другому лицу; в "адрес" не позднее 06 часов 03 мин "дата" забрал у этого лица пистолет и патроны; перенес их в квартиру "... " в "адрес", где произвел выстрелы, израсходовав 3 патрона; после чего не позднее 08 часов 56 минут "дата" перенес при себе в одежде пистолет и оставшиеся 5 патронов к неустановленному автомобилю, на котором доехал до дома "... " в "адрес", где выбросил пистолет и патроны в реку Неву.
Эти действия подсудимого Кокоева М.Т. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 222 УК РФ, как незаконное приобретение, передачу, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов.
Согласно заключению стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы от "дата" Кокоев М.Т. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики не страдает. Как в период инкриминируемых ему действий, так и настоящее время он мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (т. 4 л.д. 230-233).
С учетом данных о личности и поведении подсудимого Кокоева М.Т. во время совершения преступлений, в период предварительного следствия и в судебном заседании, суд признает его вменяемым по отношении к инкриминируемым ему деяниям.
При назначении наказания подсудимому Кокоеву М.Т. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельства, смягчающие наказание, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, данные о личности, влияние наказания на исправление и перевоспитание осужденного и на условия жизни его семьи.
Кокоев М.Т. совершил два преступления - особо тяжкое и средней тяжести, с учетом обстоятельств, при которых они были совершены суд приходит к выводу, что исправление и перевоспитание его возможно только в условиях изоляции от общества.
Коллегией присяжных заседателей Кокоев М.Т. за совершение убийства признан заслуживающим снисхождения, что влечет назначение ему наказания по ч. 1 ст. 105 УК РФ с учетом требований ч. 1 ст. 65 УК РФ. За совершение преступления, связанного с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, не признан заслуживающим снисхождение.
Кокоев М.Т. в ходе следствия признал свою вину, подробно рассказал об обстоятельствах совершенных преступлений, указал место сокрытия пистолета с патронами, которые были выброшены им в реку Неву, т.е. активно способствовал раскрытию и расследованию преступлений, и эти его показания были представлены коллегии присяжных заседателей, что суд признает обстоятельством, предусмотренным п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, смягчающим его наказание за каждое из преступлений. При отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, наказание Кокоеву М.Т. за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222 УК РФ, должно быть назначено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 62 УК РФ. Вместе с тем, эта норма при назначении наказания по ч. 1 ст. 105 УК РФ не подлежит применению, поскольку за указанное преступление наказание Кокоеву М.Т. назначается с учетом требований ч. 1 ст. 65 УК РФ.
Кроме того, при назначении наказания за каждое из преступлений суд учитывает такие данные о личности Кокоева М.Т, как отсутствие судимости, положительные характеристики за периоды обучения в школе и прохождения воинской службы, по месту жительства, состояние его здоровья, а также наличие тяжелого заболевания у его матери.
Назначая Кокоеву М.Т. наказание по ч. 1 ст. 222 УК РФ, суд считает возможным, с учетом его материального положения, не назначать ему штрафа, а по ч. 1 ст. 105 УК РФ - ограничения свободы, в соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ, поскольку он, будучи гражданином Российской Федерации и Республики Южной Осетии, не имеет места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
С учетом тяжести содеянного и личности Кокоева М.Т. оснований для назначения ему наказания по правилам ст.ст. 64 и 73 УК РФ не имеется.
Принимая во внимание фактические обстоятельства совершенных преступлений и степень их общественной опасности, суд не находит оснований для изменения в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ категории совершенных Кокоевым М.Т.
преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 222 УК РФ.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ суд определяет отбывание наказания Кокоеву М.Т. в исправительной колонии строгого режима.
Разрешая вопрос о судьбе вещественных доказательств, суд руководствуется правилами ст. 82 УК РФ и учитывает мнение сторон. При этом суд полагает, что судьба хранящихся в банковской ячейке денег в сумме 2340000 рублей подлежит разрешению вне рамок уголовного судопроизводства, поскольку, несмотря на утверждение потерпевшей Г.Н.А. и подсудимого Габараева А.А. о том, что в настоящее время Г.Н.А. является единственной наследницей по закону, суду не представлено документов, подтверждающих ее право собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 298-299, 302-309, 343, 348, 350, 351 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
ГАБАРАЕВА А. А.ндровича
оправдать по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33, п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ в связи с непричастностью к совершению преступления.
Меру пресечения Габараеву А.А. - подписку о невыезде - отменить.
Признать КОКОЕВА М. Т.
виновным в совершении преступлений, предусмотренных
ч. 1 ст. 105 и ч. 1 ст. 222 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы:
по ч. 1 ст. 105 УК РФ - сроком на 7 (семь) лет 6 месяцев;
по ч. 1 ст. 222 УК РФ - сроком на 2 (два) года;
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначить Кокоеву М. Т. к отбытию наказание в виде лишения свободы сроком на 8
(восемь)
лет 6 (шесть) месяцев в исправительной колонии
СТРОГОГО режима.
Меру пресечения Кокоеву М.Т. - содержание под стражей - не изменять. Срок отбывания наказания исчислять с "дата", зачесть в срок отбытия наказания содержание его под стражей в качестве меры пресечения с "дата" по "дата".
Признать за оправданным Габараевым А.А. право на реабилитацию, разъяснив ее порядок, установленный главой 18 УПК РФ.
Вещественные доказательства по делу:
Пистолет конструкции Макарова (ПМ), заводской N***, 1993 г. выпуска, три пули, 4 патрона и 4 гильзы, хранящиеся на складе вещественных доказательств ФКУ "ЮЛ2", передать в "ЮЛ3";
- завещание Г.З.Э. от "дата" N *** - возвратить в нотариальную контору, расположенную по адресу: "адрес", ул. "... ";
- ноутбук "Dell Inspiron N... ", переданный на ответственное хранение Т.А.О, оставить по месту хранения;
- девятнадцать липких лент со следами рук, джемпер, срезы ногтей с трупа, фрагменты паркета, пуговицу, мобильный телефон "Nokia Е55" в корпусе черного цвета с сим-картой "Мегафон" - уничтожить;
- мобильный телефон "Alkatel" черного цвета с IMEI *** с сим-картой "Мегафон", мобильный телефон "Nokia RM-970" в корпусе бело-черного цвета, принадлежащий К.Л.И, мобильный телефон "Alkatel" черного цвета с сим-картой "Мегафон", мобильный телефон без марки в корпусе черного цвета с сим-картой "Мегафон", принадлежавшие Г.З.Э, мобильный телефон "Nokia 2690" в корпусе черно-белого цвета, мобильный телефон "Билайн Смарт 2" в корпусе бело-черного цвета с сим-картой "Мегафон", принадлежащий Кокоеву М.Т. мобильный телефон "Билайн Смарт" в корпусе белого цвета с сим-картой "Мегафон", принадлежащий Габараеву А.А. - уничтожить;
- протоколы телефонных соединений, документы Г.З.Э. на 46 листах - хранить при деле;
- денежные средства в сумме 2340000 (два миллиона триста сорок тысяч) рублей, сданные на хранение в ЦО N*** Северо-западного банка Сбербанка Российской Федерации (постановление следователя от "дата" (т. 6 л.д. 91) - хранить там же до предъявления наследниками Г.З.Э. документов, подтверждающих право собственности на имущество.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Кокевым М.Т. - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы, а также после вручения копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающей интересы осужденного или оправданного, они имеют право в течение 10 суток ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, о чем должны указать в апелляционной жалобе либо в письменных возражениях.
Председательствующий, судья:
Приговор вступил в законную силу "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.