Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Осиповой А.А., судей Сыреновой С.Н., Кычкиной Н.А., при секретаре Семеновой Л.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе истца на решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 апреля 2019 года по делу по иску Васильева Р.Ю, к администрации МР "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) и Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании права состоять в списке лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении искового заявления Васильева Р.Ю,, его представителя адвоката Чернышовой О.А. к администрации МР "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) и Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании права Васильева Р.Ю. на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещения, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма - отказать.
Заслушав доклад судьи Кычкиной Н.А, пояснения представителя истца Чернышовой О.А, судебная коллегия
установила:
Васильев Р.Ю. обратился в суд с иском к администрации МР "Вилюйский улус (район)" РС(Я) и Министерству труда и социального развития РС(Я) о признании права состоять в списке лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указано на то, что является сиротой, обращался в отдел опеки и попечительства администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" РС(Я) с заявлением о предоставлении ему жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на что ему было отказано. Свой отказ орган опеки мотивировал тем, что по достижении 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ от 21 декабря 1993 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Указывает на то, что приговором Якутского городского суда РС(Я) от 19.04.2013 был осужден к ********, находился под стражей с 10.03.2012. Таким образом, был лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении ему жилья в рамках ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ, данная норма права вступила в законную силу тогда, когда Васильев Р.Ю. уже отбывал наказание по приговору суда. Кроме того, не был осведомлен о своих правах на обеспечение жильем, не является собственником, ни нанимателем какого-либо жилого помещения, в настоящее время проживает в... у своей сестры Никифоровой М.Г. Полагает, что имеет право претендовать на предоставление ему жилья.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением суда, истец Васильев Р.Ю. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о дате времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Васильев Р.Ю, Администрация МР "Вилюйский район"РС(Я) просили рассмотреть дела в их отсутствие.
На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца Чернышовой О.А, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до 07.01.2013 определялся Законом Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З N 457-III (ред. от 29.03.2012, с изм. от 04.09.2012) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)", далее Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV (ред. от 15.06.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено, что Васильев Р.Ю. родился _______ в... Его мать Васильева В.И. умерла _______, на момент ее смерти истцу было 8 лет. Факт того, что истец являлся сиротой и находится под опекой старшей сестры Никифоровой М.Г, подтверждается справкой, выданной главой Баппагаинского наслега Ивановой Н.С. от 14 июня 2001 года.
В 2018 году Васильев Р.Ю. обратился в администрацию МР "Вилюйский улус (район) РС(Я) о возможности получения жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от 01.08.2019 отдел опеки и попечительства администрации МР "Вилюйский улус (район) РС(Я) выдала заключение о невозможности включения истца в Единый республиканский реестр, в связи с тем, что он до 23 лет не обращался с заявлением о постановке в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Пунктом 9 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, из содержания названного Закона следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В данном случае Васильев Р.Ю. с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления им 23-летнего возраста не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял. С заявлением о постановке на учет, Васильев Р.Ю. обратился, достигнув возраста 36 лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших своевременно обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, не представлено.
Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего получения жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Материалами дела подтверждено, и в судебном заседании опровергнуто не было, что Васильев Р.Ю. в предусмотренный законом срок не обращался в уполномоченные государственные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения по указанным основаниям, данных доказательств стороной истца представлено не было.
Судом первой инстанции дана оценка доводам истца о том, что он был лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении жилья в связи с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из материалов дела действительно следует, что истец был осужден по приговору Якутского городского суда РС(Я) от 19.04.2013 по ******** УК РФ в ********, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. В срок наказания зачислено время содержания под стражей и время пребывания под домашним арестом с 10 марта 2012 года по 18 апреля 2013 года. В период содержания под стражей и пребывания под домашним арестом Васильеву Р.Ю. было 29 лет, доказательств подтверждающих его обращение в период с 18 до 23 лет в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также доказательств, что в этот период у Васильева Р.Ю. были объективно непреодолимые причины, по которым он не имел возможности обратиться с таким заявлением, материалы дела не содержат.
С учетом приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также фактических обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и по мотивам, изложенным в решении, суд обоснованно с ними не согласился.
Оснований, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить поводом для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а поэтому удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Осипова
Судьи: С.Н. Сыренова
Н.А. Кычкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.