Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Федоровой Г.А., при секретаре Гороховой А.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2019 года, которым
по делу по иску Мех А.О. в интересах несовершеннолетнего М. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о взыскании стоимости проезда ребенка - инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление Мех А.О. в интересах несовершеннолетнего М. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о взыскании стоимости проезда ребенка - инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно по маршруту Якутск-Москва-Якутск оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н, объяснения представителя Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Еремеевой Е.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мех А.О. в интересах своего несовершеннолетнего сына М., _______ года рождения, обратилась в суд к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - ГКУ РО ФСС РФ по РС (Я) с иском о взыскании стоимости проезда ребенка - инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно по маршруту.., указывая, что ее сын М. является ребенком-инвалидом. 19.07.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче именных направлений на получение бесплатных проездных документов в связи с запланированным обследованием в ФГБУ ********... с датой госпитализации на 15.08.2018.
20.07.2018 ГУ-РО ФСС РФ по PC(Я) в письме за N... сообщило истцу о невозможности предоставить бесплатный проезд по маршруту... к месту лечения и обратно в связи с отсутствием именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между Региональным отделением и авиакомпаниями - перевозчиками.
12.02.2019 истец обратилась с заявлением о компенсации расходов, самостоятельно произведенных на приобретение проездных документов для проезда по маршруту.., на что 22.02.2019 ГУ РО ФСС РФ по PC (Я) направлен ответ о том, что компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в виде расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена.
отделением Фонда {социального страхования РФ по PC(Я) от 18.01.2018 N... Региональным отделением за период с 05.02.2018 по 17.07.2018 заключено всего ******** государственных контракта и ******** договоров на оказание услуг по перевозке авиационным транспортом граждан-получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц к месту получения специализированного, санаторно-курортного лечения и обратно, по направлениям и путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) в количестве ******** билетов на сумму ******** руб, по маршруту...
Просит взыскать стоимость проезда ребенка-инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно по маршруту ******** в сумме 176 272 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, истец обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение с дачей оценки приведенным доводам, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств.
Истец Мех А.О. просит рассмотреть апелляционную жалобу в её отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, М. _______ г.р, является ребенком-инвалидом.
19.07.2018 Мех А.О. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче именных направлений на получение бесплатных проездных документов в связи с запланированным обследованием в ФГБУ " ********... с датой госпитализации на 15.08.2018.
Согласно ответу ГУ-РО ФСС РФ по PC(Я) от 20.07.2018 региональное отделение не имеет возможности предоставить бесплатный проезд по маршруту... к месту лечения и обратно в связи с отсутствием именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между Региональным отделением и авиакомпаниями-перевозчиками.
Мех А.О. самостоятельно приобрела авиабилеты к месту проведения лечения и обратно на себя и ребенка по маршруту... общей стоимостью 176 272 руб. соответственно с датами вылета15.08.2018, 30.08.2018.
12.02.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов, самостоятельно произведенных на приобретение проездных документов для проезда по указанному маршруту.
22.02.2019 ГУ РО ФСС РФ по PC (Я) отказал истцу в возмещении расходов в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации гражданину самостоятельно понесенных им расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку. При этом положениями указанных нормативных актов не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу п. 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N.., оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N.., выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку.
При этом положениями указанных нормативных актов не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
На момент обращения Мех А.О. о выдаче именного направления на право бесплатного получения проездных документов у ответчика отсутствовали указанные направления, так как государственные контракты и договоры на оказание услуг по перевозке авиационным транспортом граждан-получателей набора социальных услуг были заключены с 5 февраля по 17 июля 2018 года, а далее с сентября по декабрь 2018 года.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным отказа ГУ-РО ФСС РФ по РС (Я) оплатить стоимость проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно и взыскания в пользу Мех А.О. расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и являться основанием для отмены постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
Г.А. Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.