Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Марковой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Мирнинского районного суда от 29 мая 2019 года по делу по иску заместителя прокурора г.Мирный в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... ", МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район", МО "Мирнинский район" о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства, которым
постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию МО "Мирнинский район", МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район" принять меры, направленные на установку в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.11.2019г.; системы контроля и управления доступом, предусмотренной ГОСТ Р 54831-2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" в срок до 01.08.2020г.
Обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки в здании образовательного учреждения системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.11.2019г.; системы контроля и управления доступом, предусмотренной ГОСТ Р 54831-2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" в срок до 01.08.2020г.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г.Мирный обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Мирнинский район", МКУ "Мирнинское районное управление образования" об установке в здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " систем экстренного оповещения и систем контроля и управления доступом.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму. В результате проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства здание образовательного учреждения не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, оперативного информирования лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также отсутствует система контроля и управления доступом. Прокуратурой в адрес МКУ "Мирнинское районное управление образования" было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Из представленной информации следует, что данный вопрос не разрешен ввиду отсутствия соответствующего финансирования. При этом отсутствие в образовательном учреждении системы оповещения отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников учреждения и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и создает угрозу безопасности жизни и здоровью обучающихся и сотрудников учреждения. Прокурор просил суд обязать ответчиков устранить допущенное нарушение законодательства и установить в здании образовательного учреждения системы экстренного оповещения в срок до 01 ноября 2019г, системы контроля и управления доступом в срок до 01 августа 2020г.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик - администрация МО "Мирнинский район" просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что ответчиками все организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений выполнены, что подтверждается паспортом безопасности объекта (территории). Кроме того, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются органом местного самоуправления самостоятельно за счет своего бюджета, в связи с чем недопустимо вмешательство суда в деятельность местного органа самоуправления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06.03.2006г. противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно пунктам 11, 7, 29 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п.42 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации" расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. К таким мероприятиям относится установка системы экстренного оповещения, системы контроля и управления доступом.
Судом установлено, что прокуратурой г.Мирного проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... ", в ходе которой выявлено, что здание образовательного учреждения не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, оперативного информирования лиц, находящихся на объекте, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и системой контроля и управления доступом.
27 ноября 2018г. заместителем прокурора города в адрес МКУ "МРУО" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В феврале 2019г. при повторной проверке установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены, в связи с чем, 12 февраля 2019г. в адрес директора образовательного учреждения направлено представление об устранении нарушений.
Из представленной директором информации следует, что в МКУ "МРУО" направлена заявка на финансирование указанных мероприятий.
Согласно письму МКУ "МРУО" от 15 апреля 2019г, формируется сводная итоговая заявка на выделение денежных средств на ближайшую сессию районного Совета депутатов МО "Мирнинский район", вопрос об установке системы контроля управления доступом находится в работе антитеррористической комиссии МО "Мирнинский район".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.23 данных требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Исходя из п.п.31, 32 указанных требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... " является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах - отсутствие автономной системы оповещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья.
Выполнение данных мероприятий направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими, направлены на противодействие террористической деятельности.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Сроки исполнения ответчиками приведенных обязанностей определены судом исходя из заявленных требований и принципа разумности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Довод жалобы о том, что все организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений выполнены, не может повлечь отмену решения суда, поскольку на момент проверки и рассмотрения дела, данных, подтверждающих установку в школе системы экстренного оповещения, системы контроля и управления доступом, ответчиками суду не представлено.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и, в первую очередь, за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, доводы жалобы о необоснованном вмешательстве судебной системы в решение вопросов местного значения являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирнинского районного суда от 29 мая 2019 года по делу по иску заместителя прокурора г.Мирный в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N... ", МКУ "Мирнинское районное управление образования" МО "Мирнинский район", МО "Мирнинский район" о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Кычкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.