Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Стрекаловской А.Ф.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Павлова А.О, представителя Окружной администрации г.Якутска Федорова Д.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам сторон на решение Якутского городского суда от 30 мая 2019 года по делу по административному иску Павлова А.О. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которым
постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска, выраженный в уведомлении от 16 апреля 2019г. N... -ДИЗО/19.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска в предусмотренные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Павлова А.О. от 03 апреля 2019г. о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, расположенного по адресу:.., для использования под обслуживание автотранспорта.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлов А.О. обратился в суд с административным иском к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гараж. Требования мотивировал тем, что является инвалидом ******** и имеет первоочередное право на предоставление земельного участка. При обращении в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка для строительства гаража по адресу:... последовал отказ в связи с тем, что проектом межевания территории квартала 142 г.Якутска формирование земельного участка под обслуживание автотранспорта не предусмотрено. Считает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне Ж-5, для которой предусмотрен один из видов разрешенного использования "обслуживание автотранспорта". Просил суд признать отказ незаконным, и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласились стороны.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права. Считает, что судом заявленные требования не рассмотрены в полном объеме в части восстановления нарушенных прав.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что заявителю рекомендовано обратиться в Управление архитектуры и градостроительной политики ОА г.Якутска о внесении изменений в проект межевания территории в части учета границ земельного участка под обслуживание автотранспорта. Также в данной зоне предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства для размещения гаражей составляют от 0,01 (100 кв.м) до 0,1 (1000 кв.м) га. Данное обстоятельство исключает возможность согласования предоставления истцу земельного участка под строительство гаража, что судом не учтено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст.39.15 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в п.8 ст.39.15 ЗК РФ.
Согласно пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии пп.5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Подпунктом 1 п.1 ст.11.3 ЗК РФ установлено, что одним из документов, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что Павлов А.О. является инвалидом ******** бессрочно.
03 апреля 2019г. Павлов А.О. обратился в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, расположенного по адресу:.., для использования под обслуживание автотранспорта.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 16 апреля 2019г. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что проектом межевания территории квартала 142 г.Якутска формирование земельного участка под обслуживание автотранспорта не предусмотрено. По проекту межевания территории земельный участок расположен на территории среднеэтажной жилой застройки. Заявителю рекомендовано обратиться в Управлением архитектуры и градостроительной политики ОА г.Якутска о внесении изменения в проект межевания территории в части учета испрашиваемых границ земельного участка под обслуживание автотранспорта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал отказ муниципального органа незаконным. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суд.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 10 апреля 2019г. испрашиваемый участок расположен в зоне Ж-5 - зона застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами на территории ГО "г.Якутск". В данной зоне обслуживание автотранспорта является одним из основных видов разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, предполагаемая цель использования испрашиваемого участка соответствует основному виду разрешенного использования для указанной территориальной зоны.
При этом из проекта межевания территории, схемы размещения объекта следует, что спорный участок расположен непосредственно рядом с единым зданием гаражного комплекса, к ней имеется проезд вдоль дома и гаражей.
Кроме этого, ранее в 2016г. административным ответчиком по договору аренды истцу предоставлялся земельный участок под строительство гаражного бокса по адресу:.., площадью 30 кв.м, который впоследствии признан непригодным для использования по целевому назначению. В связи с этим соглашением сторон от 25 апреля 2019г. договор аренды земельного участка был расторгнут. Таким образом, льготное право административного истца как инвалида не реализовано.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно обязал орган местного самоуправления произвести вышеуказанные действия, поскольку отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу является незаконным по основаниям, указанным административным ответчиком.
В целях устранения нарушения прав административного истца суд первой инстанции правильно возложил на Окружную администрацию г.Якутска обязанность повторно рассмотреть вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка.
Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционных жалоб не влекут отмену решения суда.
Суд в решении указал способ устранения допущенных нарушений закона без вмешательства в полномочия органа местного самоуправления, в связи с чем доводы административного истца о том, что судом им заявленные требования в полном объеме не рассмотрены, отклоняются как необоснованные.
Доводы административного ответчика по существу являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка. Дополнительного правового обоснования доводов ответчика апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 30 мая 2019 года по делу по административному иску Павлова А.О. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Стрекаловская А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.