Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Захаровой А.Е,
с участием представителя административного истца Яковлева В.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 29 мая 2019 года по делу по административному исковому заявлению Сидорова Алексея Михайловича к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилым домами на территории Республики Саха (Якутия), о признании незаконными действий по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия), повлекшие исключение сведений об управлении многоквартирными домом ООО УК "ЖКХ "Промышленное", возложении обязанности восстановить сведения об управлении многоквартирными жилым домом ООО УК "ЖКХ "Промышленное", которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Сидорова Алексея Михайловича - отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Сидоров А. М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что 19 декабря 2018г. внеочередным собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:... созванным по инициативе ФИО10, принято решение о расторжении договора управления с ООО УК "ЖКХ Промышленное" и заключении договора управления с ООО УК "ТОС", утверждении условий этого договора и его подписании. 26 февраля 2019 г. руководителем Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на основании представленных ООО УК "ТОС" документов и заключения от 26 февраля 2019 г. принято решение N 67 о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности на управление многоквартирными домами, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Бестужева-Марлинского, д. 9/2, исключен из управления ООО УК "ЖКХ Промышленное" и передан в управление ООО УК "ТОС" с 01 марта 2019 г. В заключении от 26 февраля 2019 г. указано об отсутствии кворума при проведении общего собрания жильцов, проведенного по инициативе административного истца. Между тем административный регламент и жилищное законодательство в области жилищного надзора не предусматривают полномочия должностных лиц на исключение голосов из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома при проведении внеплановых проверок. Считает незаконными указанные действия административного ответчика, а также решение о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2019 г. N 67 и действия административного ответчика по исключению сведений об управлении названным многоквартирными домом ООО УК "ЖКХ Промышленное". Просил обязать восстановить сведения об управления вышеуказанным многоквартирными домом ООО УК "ЖКХ Промышленное".
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного постановления по основанию неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает, что протокол общего собрания от 21 января 2019 г. является действительным, соответственно решение, принятое на общем собрании от 19 декабря 2018 года, утратил силу.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По рассматриваемому делу судом первой инстанции установлено, что 10 января 2019 г. ООО УК "ТОС" обратилось в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Реестр) относительно сведений по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г.., с приложением протокола общего собрания собственников помещений данного дома от 19 декабря 2018 г. N 8-18 и договора на управление от 20 декабря 2018 г. N 8-18, заключенного с собственником.
Решением руководителя Управления от 16 января 2019 г. N 13 рассмотрение указанного выше заявления было приостановлено в связи с отсутствием заявления о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным жилым домом с ООО УК "ЖКХ Промышленное".
21 января 2019 г. ООО УК "ЖКХ Промышленное" подало в Управление заявление о проведении проверки представленного ООО УК "ТОС" протокола общего собрания собственников помещений жилого дома от 19 декабря 2018 г. и представило протокол общего собрания от 21 января 2019 г. о продолжении договорных отношений с управляющей компанией ООО УК "ЖКХ Промышленное".
Решением руководителя Управления от 26 февраля 2019 г. N 67 на основании заключения от 26 февраля 2019 г. в Реестр внесены изменения: многоквартирный жилой дом по адресу г. Якутск, ул. Бестужева-Марлинского, 9/2, с 01 марта 2019 г. исключен из списка домов, находящихся в управлении ООО УК "ЖКХ Промышленное", и включен в список домов, находящихся в управлении ООО УК "ТОС".
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения прав и интересов административного истца либо создания препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат нормам материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. При этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1.3 ст. 161, частью 1 ст. 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется по общему правилу на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в частности требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ для проведения внеплановой проверки являются поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации о фактах нарушения требований, в частности, к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения, в частности, о выборе юридического лица, независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом или решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В рассматриваемом случае общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколами от 19 декабря 2018 г. и от 21 января 2019 г, касались выбора управляющей компании, причем содержали различные сведения о результатах голосования, в том числе об избранной управляющей компании, у Управления имелись предусмотренные законом основания для проведения внеплановой проверки.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
Сидоровым А.М. доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решением и действиями в ходе судебного разбирательства не представлены, следовательно, признается, что они какие-либо юридические последствия непосредственно для истца не повлекли.
Как видно из материалов дела, обслуживание вышеуказанного многоквартирного жилого дома управляющей компанией не завершилось, лишь произошел переход обязанностей по управлению к другой управляющей компании.
Несогласие с решением общего собрания, равно как и доводы о нарушении порядка внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилым домами на территории Республики Саха (Якутия), не могут являться основанием для признания незаконными действий административного ответчика, однако это не лишает административного истца оспорить незаконное, по его мнению, решение общего собрания собственников многоквартирного дома.
Иные доводы жалобы на существо судебного решения не влияют, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 306, 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 29 мая 2019 года по делу по административному исковому заявлению Сидорова Алексея Михайловича к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилым домами на территории Республики Саха (Якутия), о признании незаконными действий по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия), повлекшие исключение сведений об управлении многоквартирными домом ООО УК "ЖКХ "Промышленное", возложении обязанности восстановить сведения об управлении многоквартирными жилым домом ООО УК "ЖКХ "Промышленное" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи З.С. Дьяконова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.