Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Стрекаловской А.Ф.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Рязанской А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной представлению прокурора на решение Якутского городского суда от 17 июля 2019 года по делу по административному иску МУ МВД России "Якутское" к Мошановой Н.А. о продлении срока административного надзора, которым
постановлено:
Мошановой Н.А, _______ рождения, уроженке г.Якутска, продлить срок административного надзора, установленный решением Якутского городского суда от 05 июля 2017г, на 3 месяца.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межмуниципальное управление МВД России "Якутское" обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока административного надзора в отношении Мошановой Н.А.
В обоснование иска указано, что Мошанова Н.А. была осуждена по приговору Якутского городского суда от 17 февраля 2012г. по ******** УК РФ к ******** годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Кежемского районного суда Красноярского края от 03 октября 2016г. освобождена условно-досрочно. Решением Якутского городского суда от 05 июля 2017г. в отношении Мошановой Н.А. был установлен административный надзор на срок погашения судимости с административными ограничениями. В период нахождения под административным надзором Мошанова неоднократно привлекалась к административной ответственности. Административный истец, полагая, что данные обстоятельства являются основанием для продления административному ответчику срока административного надзора на 3 месяца, просил суд удовлетворить административный иск.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Указывает, что ранее решением суда в отношении административного ответчика установлен административный надзор на срок погашения судимости, что исключает возможность его продления, за его пределами.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются гл.29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со ст.272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно ч.1 ст.3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом в отношении лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость при рецидиве преступлений, совершивших в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В силу п.2 ч.1 ст.5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении указанных выше лиц на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Статьей 7 данного Федерального закона предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч.7 ст.11.5, и (или) ст.11.9, и (или) ст.12.8, и (или) ст.12.26 КоАП РФ.
В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017г. N15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч.1 ст.3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных п.2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Мошанова Н.А. осуждена приговором Якутского городского суда от 17 февраля 2012г. по ******** УК РФ к ******** годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением Кежемского районного суда Красноярского края от 03 октября 2016г. Мошанова Н.А. освобождена условно-досрочно на не отбытый срок, который составляет 04 месяца 13 дней.
В соответствии с положениями ст.15 УК РФ данное преступление относится к категории тяжких преступлений, совершено при рецидиве преступлений.
Решением Якутского городского суда от 05 июля 2017г. в отношении Мошановой Н.А. установлен административный надзор на срок погашения судимости и административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов следующего дня; запрета пребывания в увеселительных учреждениях, где осуществляется реализация спиртных напитков; запрета выезда за пределы территории населенного пункта, определенного местом проживания, без разрешения органов внутренних дел; обязательной явки 4 раза в месяц в отдел полиции по месту жительства или пребывания для регистрации.
Находясь под административным надзором, Мошанова Н.А. в течение 2018-2019гг. совершила 4 административных правонарушения против порядка управления, то есть несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре по ч.1, 3 ст.19.24 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для продления Мошановой Н.А. срока административного надзора на 3 месяца.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случаях, предусмотренных ст.7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Кежемского районного суда Красноярского края от 03 октября 2016г. Мошанова Н.А. освобождена условно-досрочно.
В соответствии с п."г" ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении шести лет после отбытия наказания.
Срок погашения судимости у административного ответчика по приговору истекает 03 октября 2022г.
Решением Якутского городского суда от 05 июля 2017г. в отношении Мошановой Н.А. установлен административный надзор на срок погашения судимости. Следовательно, административный надзор установлен на срок до 03 октября 2022г.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для продления срока административного надзора за пределами вышеуказанного срока, поскольку административный надзор не может быть продлен свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости.
С учетом изложенного, судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и продление срока административного надзора нельзя признать законным и обоснованным.
В силу п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска МУ МВД России "Якутское".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 17 июля 2019 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска МУ МВД России "Якутское" к Мошановой Н.А. о продлении срока административного надзора отказать.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Стрекаловская А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.