Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление Олекминского районного суда РС(Я) от 20 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина *** Кененбаева А.А., ___ года рождения,
установил:
11.08.2019 сотрудником СВЛУ МВД России на транспорте составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина *** Кененбаева А.А.
20.08.2019 постановлением судьи Олекминского районного суда Кененбаев А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2000 и выдворения за пределы РФ за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, иностранный гражданин обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит отменить постановление суда, принять новый судебный акт о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ без административного выдворения за пределы РФ. В обоснование ссылается на то, что у него имеется трудовой договор с ИП ***, заключенный на 1 год. Его вина состоит в том, что срок миграционного учета не продлил на срок действия трудового договора ввиду больших очередей.
В судебном заседании привлекаемое лицо Кененбаев А.А. и его защитник Алексеев А.Н. просят жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 указанной статьи установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
11 августа 2019 в *** на... по адресу:... был выявлен гражданин *** Кененбаев А.А. Кененбаев А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на том основании, что при проверке документов установлено, что он находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание в РФ, уклоняется от выезда за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания. Должностное лицо миграционного органа пришло к выводу, что законный срок пребывания окончен 19 апреля 2019 года. В объяснении иностранный гражданин указал, что не успел вовремя подать документы на продление срока нахождения в Российской Федерации.
Суд на основании представленной миграционной карты пришел к выводу, что срок пребывания указанного лица установлен с 26 января 2012 года по 15 июля 2019 года, и признал виновным иностранного гражданина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Между тем, при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела в суде не учтено, что Кененбаев А.А. заключил трудовой договор с ИП *** на срок с 08.07.2019 до 07.07.2020. Привлекаемым лицом в подтверждение направления в миграционный орган уведомления о заключении вышеуказанного договора представлена опись отправки ценного письма, а также кассовый чек об оплате отправки письма в УВМ МВД по РС(Я), датированные 10.07.2019. Привлекаемое лицо также представляет характеристику от работодателя, что он работает на должности маляра-штукатура (бригадир) в организации ИП ***. с апреля 2014 по сегодняшний день (дата написания характеристики 21.08.2019).
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
23.12.2014 *** присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (положения о присоединении вступили в законную силу 15.08.2015).
Таким образом, Кененбаев А.А. законно находится на территории РФ, поскольку он является гражданином ***, государства - члена Евразийского экономического союза, и им заключен трудовой договор сроком до 07.07.2020.
При указанных обстоятельствах привлечение Кененбаева А.А. к административной ответственности по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нельзя признать правильным.
Между тем, в судебном заседании установлено, что Кененбаев А.А. не продлил срок миграционного учета на срок действия трудового договора и не поставил миграционный орган в... о месте пребывания в указанном городе, хотя находился там более семи дней.
Таким образом, в его действиях усматривается нарушение режима пребывания на территории РФ, выразившееся в неисполнении обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
При таком положении постановление судьи Олекминского районного суда РС(Я), вынесенное в отношении иностранного гражданина по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению, действия иностранного гражданина переквалификации на ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением соответствующего наказания. Дополнительное наказание в виде административного выдворения в данном случае не подлежит применению, с учетом характера совершенного правонарушения, а также того, что Кененбаев А.А. впервые привлекается к административной ответственности, его семья с малолетними детьми проживают в РФ, Кененбаев А.А. работает в РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление судьи Олекминского районного суда РС(Я) от 20 августа 2019 года изменить.
Признать гражданина *** Кененбаева А.А, ___ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Исключить наказание в виде принудительного административного выдворения из Российской Федерации, назначенное Олекминским районным судом РС(Я).
Наказание в виде административного штрафа оставить без изменения.
Освободить Кененбаева А.А. из центра временного содержания иностранных граждан МВД по РС (Я) немедленно.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.