Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Муниципального образования *** Потапова Е.Е.
установил:
Постановлением N... от 13.05.2019 заместителя руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) глава МО *** Потапов Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Алданского районного суда 19.06.2019 постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник привлекаемого лица обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, указывая не неверность выводов суда о том, что администрация МО *** является собственником многоквартирного дома по адресу:... Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Потапов Е.Е, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку ходатайств об отложении рассмотрения дела им не заявлено, о причинах неявки суду не сообщено.
В судебном заседании представитель Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) Алексеев Н.П. просит жалобу оставить без удовлетворения, считает, что Потапов Е.Е. привлечен к административной ответственности законно и обоснованно.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Пунктом 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N... ) установлено, что собственники помещений несутответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управлениемногоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, 13.03.2019 прокуратурой *** района проведен осмотр жилых домов на предмет соблюдения законодательства о правилах содержания общего имущества в многоквартирных домах, в том числе своевременной очистки от снежных покровов крыш и прилегающих территорий многоквартирных домов в МО.., в ходе которой установлено, что крыша дома по адресу:... не очищена от снега, толщина слоя снега более 30см. По данному факту составлен акт.
Привлекая Потапова Е.Е. к административной ответственности, должностное лицо Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) исходил из доказанности вины должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ. Выводы административного органа судья Алданского районного посчитал правильными.
Однако с решением суда согласиться нельзя.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД (ч. 1).
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
В соответствии с ч.2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации 2.1. при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Аналогичное правило установлено пунктом 42 Правил N 491, согласно которому управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В своей жалобе защитник привлекаемого лица ссылался на отсутствие доказательств того, что собственником дома... является администрация поселка, однако этот довод судом не разрешен и не проверен.
В материалы дела представлена копия протокола N... общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу:... от 20.05.2017.
Судья Алданского районного суда посчитал, что в указанном протоколе жильцами не затронуты вопросы обслуживания общедомового имущества, а решен только вопрос оплаты за тепловую энергию. Однако суд не учел, что в соответствии с этим протоколом 20.05.2017 собственниками жилых помещений помимо заключения договоров с ресурсонабжающими организациями избран непосредственный способ управления домом (второй вопрос повестки общего собрания).
Таким образом, при наличии протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые избрали непосредственный способ управления домом, полагаю недоказанным виновность главы муниципального образования в совершении вменяемого ему правонарушения.
Привлекая к ответственности главу муниципального образования за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, административный орган не учел, что собственники жилых помещений спорного дома избрали способ непосредственного управления многоквартирным домом и не установил, заключен ли договор между собственниками жилых помещений и третьими лицами по содержанию и ремонту многоквартирного дома, как того требует жилищное законодательство (ч.2.1 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, в том числе и при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление N... от 13 мая 2019 года заместителя руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) и решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Муниципального образования *** Потапова Е.Е. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Потапова Е.Е. прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица и решение судьи районного суда.
Судья Верховного Суда РС (Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.